Кем в детстве мечтала стать Джоан Кроуфорд? Почему она бросила колледж и стала работать в ночных клубах? Какой период жизни Кроуфорд стараются умалчивать биографы, и почему? Как Джоан удалось подписать контракт с 'MGM'? Почему в начале карьеры за ней закрепилось прозвище 'самой отчаянной девушки города'? Чем актрису пленил Кларк Гейбл? Почему руководство киностудии запретило Кроуфорд и Гейблу вступать в брак, и чем закончился их роман? Как сказался на карьере Джоан уход от 'MGM' и сотрудничество с 'Warner Brothers'? За какую роль актриса получила свой единственный 'Оскар'? От чего умерла Кроуфорд, и какая книга, изданная после ее смерти, заставила по-новому взглянуть на жизнь голливудской звезды?
Джоан Кроуфорд, которая наряду с Гретой Гарбо и Марлен Дитрих была одной из первых звезд Голливуда, начинала свою карьеру еще в эпоху немого кино. Однако в отличие от других актрис, появление звука никак не отразилось на ее карьере. И даже наоборот, Кроуфорд смогла полностью раскрыть свой талант, став одной из самых успешных актрис 30-40-х годов. В чем же состоял секрет ее успеха?
Джоан Кроуфорд (настоящее имя Люсиль Лесюр) появилась на свет в городке Сан-Антонио, штат Техас. Точный год рождения актрисы неизвестен, но принято считать верной дату 23 марта 1908 года. Родители Люсиль были бедными людьми и развелись еще до ее рождения. Она вместе с братом Халом осталась на воспитании у матери, но вскоре ее определили в академию Святой Агнессы.
Образование Люсиль должна была продолжить в Стивенс-колледже, в городке Колумбия, но спустя несколько месяцев она его бросила. Юная девушка мечтала стать танцовщицей и не покидала надежды в один прекрасный день выступить на большой сцене. Однако осуществить мечту оказалось не так просто. Поначалу Люсиль приходилос
ь подрабатывать в разных местах, а затем она стала заниматься эротическим танцем.
Биографы Кроуфорд стараются умалчивать эти страницы из жизни голливудской звезды, хотя в этом нет ничего постыдного. В 1923 году Люсиль выиграла конкурс эстрадных исполнителей и отправилась по городам Америки, где выступала в ночных клубах. Детройт, Чикаго, Нью-Йорк… Везде ее ждал успех, везде на нее сыпались драгоценности, а ужинам с приставаниями не было конца. И однажды судьба привела ее в Голливуд...
Как это случилось, на самом деле неизвестно. И почему девушка, мечтавшая о карьере танцовщицы, выбрала кино, тоже не совсем ясно. Известно лишь то, что Люсиль отправилась прямиком к главе студии 'MGM' Луису Майеру и сразу же подписала контракт. А уже через год получила репутацию 'самой отчаянной девушки города'. Так родилась новая звезда Джоан Кроуфорд.
В чем Люсиль было не занимать, так это в смелости и упорстве. Она сразу же взяла себе напористое имя 'Джоан Кроуфорд' и быстро усвоила правила игры, которые царили в Голливуде. В 1925 году Джоан удачно деб
ютировала как актриса в фильме 'Милые леди', а вскоре сыграла главную роль в картине 'Старая одежда' (1925). Успех этой работы придал ей еще больше уверенности. Говорят, что после удачной премьеры картины она ворвалась в кабинет к Луису Майеру и заявила, что ей нужен приличный дом. Через полчаса Майер выписал ей чек на 18 тысяч долларов, чтобы она смогла купить себе такой дом, какой пожелает!
В обольщении Джоан не было равных, но как человек она тоже нуждалась в любви. Ее первым мужем был актер Филлип Терри, после развода с которым она вышла замуж за Дугласа Фэрбенкса-мл. – героя войны, продюсера и актера. Вместе они прожили с 1929 по 1933 год и, в общем-то, были счастливы, пока в жизни Кроуфорд не появился актер Кларк Гейбл. Дуглас считал его всего лишь мимолетным увлечением, но для Джоан он был любовью всей ее жизни.
Впервые они встретились на съемках фильма 'Одержимая' (1931). Кларк пленил Джоан с первого взгляда. По ее словам, в нем было больше животного волшебства, чем у кого-либо еще. Спустя некоторое время они уже не мыслили жизнь друг без друга. Однако офиц
иально стать мужем и женой им было не суждено. Даже несмотря на то, что в 1933 году Кроуфорд разошлась с Фэрбенксом, руководство 'MGM' выступило категорически против их союза, так как это могло навредить их репутации. Тем не менее, невзирая на многочисленные браки и увлечения Кроуфорд и Гейбла, их отношения все равно продолжались вплоть до смерти актера в 1960 году.
С приходом звукового кино карьера Джоан не прекратилась, а даже наоборот, расцвела новыми красками. Это стало возможным благодаря сильному и выразительному голосу, который пленял не только мужчин, но и женщин. Уже в своем первом звуковом фильме 'Недотрога' (1929) Кроуфорд самостоятельно исполнила несколько песен, показав хорошие вокальные данные. Далее последовали картины 'Одержимая' (1931), 'Гранд Отель' (1932), 'Танцующая леди' (1933), 'Только без дам' (1935), закрепившие ее успех. Вскоре Кроуфорд стала одной из ведущих актрис 'MGM'.
Отличительной особенностью Джоан было то, что она не стеснялась экспериментировать. Она не только пела и танцевала на экране, но порой соглашалась и на другие эксперимент
ы. Например, в 1937 году компания 'Walt Disney' задумала выпуск мультфильма 'Белоснежка и семь гномов' и подыскивала образ Злой Королевы. По мнению продюсеров, Кроуфорд подходила для этой цели, и актриса с радостью согласилась стать прототипом Королевы.
В 40-е годы в 'MGM' стали приходить все новые и новые актрисы, и Джоан осталась практически без работы. Недовольная таким положением вещей, она приняла решение разорвать контракт и перебралась в студию 'Warner Brothers'. И, как оказалось, не зря. Сотрудничество с 'Warner Brothers' не только дало новый толчок ее карьере, но и принесло актрисе 'Оскар' за главную женскую роль в драматической картине 'Милдред Пирс' (1945). Так актриса, которую все время упрекали в том, что она снимается во второсортных фильмах, утерла нос своим конкурентам.
Кроуфорд еще дважды номинировалась на 'Оскар': за роль душевнобольной Луизы Хауэлл в триллере 'Одержимая' (1947) и писательницы Майры Хадсон в драме-нуар 'Внезапный страх' (1952). Эти работы, наряду с фильмом 'Милдред Пирс', стали лучшими в карьере актрисы. В 50-е годы она стала сним
аться все меньше, а в 60-е практически не появлялась в кино. Свою последнюю большую роль Джоан сыграла в нашумевшей картине 'Что случилось с Бэби Джейн?' (1962), появившись в паре с другой легендой Голливуда Бетт Дэвис. А после телефильма 'Сквозь водную преграду', который вышел в 1972 году, Кроуфорд окончательно бросила киноиндустрию.
Актриса была замужем еще дважды, но ни один из ее браков долго не продлился. В начале 70-х годов у Джоан обнаружили рак поджелудочной железы, с которым она успешно боролась несколько лет. Умерла Кроуфорд 10 мая 1977 года от сердечного приступа. Ее прах захоронили на кладбище Фэрнклифф.
У Кроуфорд не было своих детей, но она воспитала четверых приемных. Спустя два года после смерти актрисы ее дочь Кристина издала книгу воспоминаний 'Дорогая мамочка', которая стала настоящим бестселлером. Книга выставила Джоан преимущественно в негативном свете и открыла миру много интересных подробностей из личной жизни легендарной кинодивы. Но какой бы Кроуфорд ни была матерью, актрисой она была превосходной, и ее имя уже давно вписано в историю кино.