Легендарный музыкант, джазовый пианист и композитор, один из основоположников и популяризаторов стиля джаз-фьюжн. Его называли 'патриархом мирового джаз-рока'. Известен Джо Завинул и тем, что начал одним из первых играть на синтезаторах.
Джозеф Эрик Завинул (Josef Erich 'Joe' Zawinul) родился в 1932 году в Вене, Австрия (Vienna, Austria), в семье рабочего Джозефа Завинула (Josef Zawinul). Среди предков его были венгры и цыгане, и позднее знатоки музыки нашли в его произведениях отголоски всевозможных музыкальных традиций, в том числе и венгерских.
Джо получил прекрасное музыкальное образование, он окончил Венскую консерваторию (Konservatorium Wien), и уже тогда молодой австрийский музыкант серьезно увлекся американским джазом. В начале 1950-х Завинул уже собрал собственный джаз-бэнд, а вскоре его пригласили и в США, учиться по стипендии в очень престижном Музыкальном колледже Беркли (Berklee College of Music) в Бостоне (Boston).
Вско
ре Завинул уже играл в оркестре Мейнарда Фергюсона (Maynard Ferguson), именно там он повстречался и с саксофонистом Уэйном Шортером (Wayne Shorter).
В период 1959-1961 Завинул много выступал с легендарной блюзовой певицей Диной Вашингтон (Dinah Washington).
В 1961 году Завинул присоединился к составу знаменитого квартета замечательного и очень популярного в тот период саксофониста Кэннонболла Эддерли (Cannonball Adderley). С этим квартетом Завинул оставался 9 лет, именно в тот период была написана одна из самых известных его композиций – 'Mercy, Mercy, Mercy'. Песня эта возглавила в 1967-м чарт 'Billboard', а другими знаменитыми композициями Завинула являются 'Walk Tall' и 'Country Preacher', котор
ые также стали джазовыми стандартами.
В конце 1960-х Завинул записывался в составе студийной группы легендарного Майлса Дэвиса (Miles Davis), и именно за эти сессии он оказался причастным к стилю джаз-фьюжн. Клавишные Джо звучат в альбоме 'In a Silent Way', а также в альбоме 'Bitches Brew'. Кроме того, имя Завинула ассоциируется также с альбомами Дэвиса 'Big Fun' (1969), 'Live-Evil' (1971) и 'Circle in the Round' (1979).
Вообще, Джо Завинул был невероятно востребованным и уважаемым музыкантом, и его активно приглашали поработать очень многие музыканты. Так, в разное время он выступал и записывался с такими известными джазменами, как Эдди Харрис (Eddie Harris), Сэм Джонс (Sam Jones), Чик Кориа (Chick
Corea), Херби Хэнкок (Herbie Hancock) и многими другими.
В 1970-м вместе с Уэйном Шортером Завинул основал бэнд 'Weather Report', и с этой группой он записал порядка 20 студийных альбомов. Позднее к ним присоединился легендарный гитарист Жако Пасториус (Jaco Pastorius), а вообще группа эта стала стартовой площадкой для множества прекрасных молодых джазовых музыкантов. В составе 'Weather Report' Джо проработал до 1985-го, после чего он и Шортер решили коллектив распустить. Впрочем, в 2000-м состоялся реюнион, и впоследствии они снова начали выпускать альбомы.
В целом Джо Завинул стал автором порядка 15 собственных альбомов, а также выступил сайдменом в огромном количестве проектов других музыкантов.
Известно, что позднее Завинул написал симфонию 'Stories of the Danube', которая впервые была исполнена на Брукнеровском фестивале в Линце (Bruckner Festival in Linz).
В августе 2007 года Джо Завинул попал в больницу в Вене, случилось это через пять недель после его большого европейского гастрольного турне. Спустя месяц после этого музыкант умер, случилось это 11 сентября 2007 года. Причиной смерти 75-летнего Джо Завинула стал рак; похоронен он на кладбище Zentralfriedhof Cemetery в Вене.
Титул 'патриарха мирового джаз-рока' остался за Завинулом и после его смерти, многие современные джазовые музыканты признаются, что в разное время попадали под сильное влияние музыки и техники пианиста Джо Завинула