В ноябре 1950-го Ортон подал заявление в Королевскую академию драматических искусств (Royal Academy of Dramatic Art); это заявление было одобрено, однако начало учебы Джону пришлось отложить почти на год – у Ортона абсолютно внезапно воспалился аппендикс.
Родился Джон в Лестере (Leicester), в семье садовника Уильяма Ортона (William Orton) и его супруги Элси (Elsie). Из-за астмы Джону не удалось достойно сдать выпускные школьные экзамены; пройдя курсы секретарей, он сумел найти себе должность клерка.
Примерно в 1949-м Ортон серьезно увлекся театром; практически сразу ему удалось пробиться в целый ряд театральных обществ – вроде Лестерского драматического общества (Leicester Dramatic Society). Приняв участие в целом ряде любительских постановок, Джон решил поработать над собой; некоторое время он посещал курсы бодибилдинга и уроки ораторского мастерства.
В ноябре 1950-го Ортон подал заявление в Королевскую академию драматических искусств (Royal Academy of Dramatic Art); это заявление было одобрено, однако начало учебы Джону пришлось отложить почти на год – у Ортона абсолютно внезапно воспалился аппендикс.
В 1951-м Ортон познакомился с Кеннетом Холиуэллом (Kenn
eth Halliwell); вскоре они – вместе с еще двумя студентами – переехали на квартиру в Вест-Хэмпстеде (West Hampstead). Холлиуэлл был на 7 лет старше Джона; это, однако, ничуть не помешало им сначала крепко подружиться, а затем – стать любовниками.
После окончания Академии Ортон и Холлиуэлл устроились работать в местные театры; впрочем, надолго сценическая жизнь их не затянула – вскоре Кеннет и Джон вернулись в Лондон (London). Некоторое время они пробовали писать; к сожалению, особо преуспеть на этом поприще им не удалось. После провала совместного проекта 'Последние дни Содома' ('The Last Days of Sodom') Ортон и Холлиуэлл решили попробовать свои силы по отдельности. Друзья были абсолютно уверены в своей уникальности – и, как следствие, часто сидели без работы. От скуки Кеннет и Джон начали развлекать себя шутками и розыгрышами. Начиналось все с мелочей – так, друзья воровали книги в местной библиотеке, возвращая
х назад с несколько доработанными обложками. Некоторое время их проказы оставались безнаказанными; в конце концов, однако, их все же арестовали и приговорили к штрафу и 6 месяцам тюремного заключения. Срок, как ни странно, пошел Ортону только на пользу – за время пребывания за решеткой Джон существенно развился как творец.
Писать пьесы Ортон начал в начале 1960-х.
В 1963-м канал BBC заплатил Джону 65 фунтов за радиопьесу 'The Ruffian on the Stair'. Ортон понял, что нашел, наконец, свое признание и начал писать еще интенсивнее; к моменту выхода первой постановки в эфир он уже закончил свою вторую пьесу. Первые три недели второе творение Джона, 'Entertaining Mr Sloane', приносило до отвращения мало денег; затем в прессе была опубликована положительная рецензия от драматурга Теренса Рэттигана (Terence Rattigan) – вложившего в эту постановку 3000 фунтов – и зрителей у новой пьесы Ортона существенно прибавилось.
Успех вскружил Джону голову и свою следующую пьесу – 'Loot' – он выпустил в откровенно сыром виде. Репетиции начались в январе 1965-го, и уже 1-го февраля постановка была представлена вниманию зрителей. Как и следовало ожидать, критики новую пьесу разнесли в пух и прах; Ортону пришлось с максимально возможной скоростью написать новый вариант пьесы на 133 страницах. Увы, и новая версия не снискала особого успеха у зрителей.
Ортон, однако, не потерял веру в себя; несмотря на провал 'Loot', он продолжал активно публиковать новые пьесы. Успех сопутствовал ему в основном благодарю фирменному пренебрежению нормами морали и привычкой при каждом удобном и неудобном случае отвешивать пощечины общественному вкусу.
Продолжал работать в мире театра Джон до самой своей смерти.
9-го августа 1967-го 34-летний драматург был убит своим любовником; Холлиуэлл избил Ортона молотком, после чего принял смертельную дозу нембутала