В какой-то степени своей славой Джимми Скотт был обязан своей болезни; синдром Каллмана помешал ему как следует повзрослеть – и, помимо прочего, оставил ему необычный 'детский' контральто, ставший своеобразной 'фишкой' музыканта. Разумеется, одним лишь необычным голосом успех Скотта объяснить нельзя – по всем признакам Джеймс был в высшей степени талантливым музыкантом.
Джеймс Виктор Скотт – американский джаз-вокалист, более всего известный своим необычно высоким голосом контральто.
Родился Скотт в Кливленде, Огайо (Cleveland, Ohio); был он третьим ребенком из десяти. Уже в детстве Скотт начал петь; сначала он пел лишь в семейном кругу, под аккомпанемент игравшей на пианино матери, затем устроился в церковный хор.
Необычным голосом своим Джимми Скотт был обязан редкому генетическому заболеванию – так называемому 'синдрому Каллмана'. Это же заболевание в свое время резко остановило рост Скотт; вплоть до 37 лет он был лишь 1.49 метра ростом; позже, однако, Джеймс слегка подрос, набрав еще примерно 2
0 сантиметров. Высота голоса Скотта объяснялась тем, что болезнь помешала ему нормально пройти через половое созревание и положенную ломку голоса.
Первый вкус славы юноша – известный как 'Малыш Джимми Скотт' – вкусил в конце 40-х; тогда он выступал в составе 'Lionel Hampton Band' и пел ведущую партию в нашумевшей композиции 'Everybody's Somebody's Fool'. Имя Скотта в связи с песней практически не упоминалось, однако определенную репутацию заработать себе Джеймс сумел. Невероятная харизма и характерный голос помогли Скотту прославиться; к его вокалу хорошо относились такие видные музыканты, как Билли Холидей (Billie Holiday), Рэй Чарльз
(Ray Charles), Фрэнки Вэлли (Frankie Valli), Дина Вашингтон (Dinah Washington) и Нэнси Уилсон (Nancy Wilson). Не мешал успеху Скотта и его странноватый внешний облик – Джеймс был на удивление невысок и худощав.
В 1963-м дела Скотта вроде бы пошли на лад – он подписал контракт с лейблом Рэя Чарльза 'Tangerine Records' и получил возможность поработать под началом самого Чарльза; помимо прочего, именно в этот период он создал один из величайших джазовых альбомов в истории – 'Falling in Love is Wonderful'. Ранний контракт Скотта с Германом Любински (Herman Lubinsky), однако, альбому этому выход в свет сильно осложнил – пластинка была переиз
ана лишь через 40 лет. Последовавшие судебные разбирательства развитию карьеры Скотта также не способствовали. К концу 60-х о Джеймсе почти забыли; он вернулся в Кливленд, где некоторое время работал клерком, санитаром и отельным лифтёром.
В 1991-м Скотт внезапно вернулся в музыку; начало новому этапу его карьеры положило выступление на похоронах старого друга, Дока Помуса (Doc Pomus). Лу Рид (Lou Reed) пригласил Джеймса на запись композиции 'Power and Glory', созданной в какой-то степени 'на смерть' все того же Помуса. Скотт попал в финальный эпизод культового сериала Дэвида Линча (David Lynch) 'Твин Пикс' ('Twin Peaks'); там он исполн
ял написанную Линчем и Анджело Бадаламенти (Angelo Badalamenti) композицию 'Sycamore Trees'. Позже Джеймс Скотт попал в официальную звуковую дорожку последовавшего полнометражного фильма 'Твин Пикс: Сквозь огонь' ('Twin Peaks: Fire Walk with Me').
На похоронах Дока присутствовал еще и Сеймур Стейн (Seymour Stein), основатель и глава 'Sire Records'. Именно этот лейбл выпустил в 1992-м новый альбом Скотта, 'All The Way'; за эту пластинку певец даже был номинирован на премию 'Грэмми'.
Следующая пластинка Скотта, 'Dream', вышла в 1994-м; следом, в 1996-м, был издан джаз-госпел-альбом 'Heaven'. Пластинка 'Holding Back The Years' вышла в 199
-м; в неё вошел целый ряд рок- и поп-интерпретаций самых разных произведений. Принята пластинка была более чем тепло – ей удалось высоко подняться в рейтингах и принести Джеймсу несколько престижных премий. В Штатах диск вышел в октябре 1998-го под лейблом 'Artists Only Records'; в Японии пластинка получила довольно престижную премию 'Swing Journal' в категории 'Лучший джазовый альбом года'. Заглавный трек альбома стал первым в карьере Скотта эпизодом переозвучивания его же собственной вокальной партии. Альбом был украшен работами Марка Костаби (Mark Kostabi); вошли туда и новые версии 'Nothing Compares 2 U' Принса (Prince), 'Jealous Guy
' Джона Леннона (John Lennon), 'Almost Blue' Элвиса Костелло (Elvis Costello) и 'Sorry Seems To Be The Hardest Word' Элтона Джона (Elton John) и Берни Топина (Bernie Taupin).
В 1999-м ряд ранних записей Скотта был переиздан на компакт-дисках; в трехдисковый сборник вошли все записи, выпущенные в период с 1952-го по 1975-й.
В 2000-м Скотт подписал контракт с джаз-лейблом 'Milestone'; под их эгидой он выпустил 4 довольно успешных альбома. Все 4 пластинки продюсировал Тодд Баркан (Todd Barkan); записывать их Джимми Скотту помогала целая плеяда выдающихся исполнителей и музыкантов вроде Уинтона Марсалиса (Wynton Marsalis), Рене Роснис (R
nee Rosnes), Боба Киндреда (Bob Kindred), Эрика Александра (Eric Alexander), Лью Солоффа (Lew Soloff), Джорджа Мраза (George Mraz), и Льюиса Нэша (Lewis Nash). Использовал в ходе создания альбомов Джеймс Скотт и собственную группу 'The Jazz Expressions' – те активно гастролировали и записывались по миру.
Помимо этого, Джеймс записал еще два концертных альбома, причем оба были записаны на территории Японии.
В общей сложности карьера Джеймса Скотта продолжалась 65 лет. За этот период он успел поработать с Чарли Паркером (Charlie Parker) и Сарой Вон (Sarah Vaughan), Лестером Янгом (Lester Young) и Лайонелом Хэмптоном (Lionel Hampton), Чар
льзом Мингусом (Charles Mingus), Фэтсом Наварро (Fats Navarro), Квинси Джонсом (Quincy Jones), Бадом Пауэллом (Bud Powell), Рэем Чарльзом, Уинтоном Марсалисом и Питером Кинкотти (Peter Cincotti).
Скотту дважды довелось выступать на инаугурациях президентов; в 1953-м он пел на инаугурации Дуайта Эйзенхауэра (Dwight Eisenhower), в 1993-м – на церемонии вступления в должность Билла Клинтона (Bill Clinton). В обоих случаях Джеймс исполнял одну и ту же композицию – 'Why Was I Born?'.
12 июня 2014-го Джеймс Скотт скончался во сне от сердечного приступа; на момент смерти певцу было 88 лет. Умер Скотт в своем доме в Лас-Вегасе (Las Vegas).