Популярные личности

Джим Кларк

Выдающийся шотландский автогонщик
На фото Джим Кларк
Категория:
Дата рождения:
1936-03-04
Место рождения:
Файфшир, Германия
Дата смерти:
1968-04-07
Место смерти:
трасса Хоккенхайм, Германия
Гражданство:
Германия
Читать новости про человека
Биография

Биография

Выдающийся шотландский автогонщик, двукратный чемпион мира по автогонкам в классе Формула-1 (сезоны 1963 и 1965 годов), победитель Инди 500 (1965).


До Формулы-1

Выступления Джима Кларка в автоспорте начались с довольно незначительных соревнований, но уже в 1958 он присоединился к Porsche. Несмотря на то, что родители Джима были против автоспортивной карьеры сына, молодой Джим Кларк вскоре начал выступать за команду Border Reivers и в 1959 году занял 10 место в 24 часах Ле-Мана.

Формула-1 (Lotus)

В 1960 Джим Кларк согласился выступать за Aston Martin GP, но команда прекратила своё существование, и Кларк стал выступать за Lotus в Формуле-2 и Junior Racing. Тогда же начались и первые выступления в Формуле-1 (Джим Кларк начал выступать с четвёртого этапа сезона 1960 Формулы-1). На Гран-при Португалии 1960 года шотландец занял третье место, а в общем зачёте стал десятым. В Junior Racing Джим поделил чемпионский титул с Тревором Тэйлором. Кроме того, вместе с Роем Сальвадори Джим Кларк стал третьим в Ле-Мане. Однако 24 часа Ле-Мана крайне не понравились Джиму, и вскоре выступления в этой серии прекратились.

Сезон 1961 Формулы-1 ознаменовал 1.5-литровую эру в Формуле-1. Джим Кларк получил возможность принять участие во всех Гран-при сез

она. Дважды за сезон Джим приехал на подиум, а внезачётная гонка в По была им выиграна. На Гран-при Италии 1961 года Джим Кларк столкнулся с Вольфгангом фон Трипсом. Машина Трипса вылетела в толпу зрителей, и Вольфганг, а также 13 наблюдавших за гонкой, погибли. Кларк же оказался в шоковом состоянии, но не был травмирован и смог принять участие в американском Гран-при. В общем зачёте Джим Кларк стал седьмым. После этого он выиграл три внезачётные гонки в Южной Африке.

B 1962 году великий Колин Чемпен построил великий Lotus 25. На этой машине Джим Кларк провёл полный сезон. Он был одним из претендентов на титул, выиграл три гонки, но сход при старте с поула на Гран-при Южной Африки лишил Кларка шансов на высшую автоспортивную награду: чемпионом стал Грэм Хилл (BRM). Но уже в 1963 Джим Кларк выиграл семь гонок из десяти и стал чемпионом мира. Никто другой просто не был претендентом на титул: даже занявший второе место Грэм Хилл отстал от Джима на 44 очка. Кроме чемпионата мира, Джим Кларк выиграл пять внезачётных гонок, а также гонку в ChampCar, посвящённую памяти Тони Беттенхаузена, погибшего в И

ндианаполисе в 1961. В гонке 500 миль Индианаполиса, прошедшей до этого, Кларк стал вторым.

В 1964 Джим Кларк был одним из фаворитов и одержал три победы, но многочисленные сходы (связанные прежде всего с тем, что команда перешла с Lotus 25 на менее надёжный Lotus 33) привели к тому, что шотландец в сезоне стал лишь третьим. Чемпионский титул сенсационно достался Джону Сёртису. Однако поклонники Джима Кларка успели получить захватывающее зрелище, когда Джим на трёх колёсах выиграл Гран-при Великобритании. Чемпионат был проигран, и в 1965 году Колин Чемпен и Джим Кларк отправились на зимний чемпионат Tasman Series. Кларк стал победителем, выиграв пять гонок, и сезон 1965 Формулы-1 принёс ему второй чемпионский титул. Джим выиграл шесть Гран-при в первых семи гонках (Гран-при Монако он пропустил, чтобы принять участие в гонке 500 миль Индианаполиса, которую он выиграл), и технические сходы в оставшихся трёх этапах нисколько не смогли помешать шотланду стать двукратным чемпионом.

1966 год стал переломным в истории Формулы-1. Полуторалитровая эра сменилась трёхлитровой. В этих условиях лидировать с

тал Джек Брэбэм, до этого уже выигравший два чемпионских титула, а теперь выступавший за собственную команду Brabham. А команда Lotus оказалась в середине таблицы. Джим Кларк стал в общем зачёте только шестым, пять раз сошёл, на Гран-при Франции не стартовал, и лишь трижды был в очках (четвёртое место в Великобритании, третье — в Нидерландах, победа в США).

В 1967, однако, команда Lotus сумела восстановить былые кондиции. Джим Кларк одержал четыре блестящие победы, но чемпионом стать не смог: Lotus 49 был быстрым, но ненадёжным, из шести поулов только два завершились победой, и выиграли вновь пилоты Brabham, на этот раз — Денни Хьюм.

Наступил 1968 год, и первым же значительным спортивным событием стало Гран-при Южной Африки. Победу одержал Джим Кларк, и это была его 25-я победа. Рекорд Хуана-Мануэля Фанхио был побит. До Гран-при Испании оставалось целых четыре месяца, и Джим одержал четыре победы в Tasman Series, став там двукратным чемпионом, а затем выиграл гонку

Формулы-2 в Барселоне. Но это было его последнее спортивное достижение: на следующей гонке в Хоккенхайме он погиб в первом заезде.



Поделиться: