Популярные личности

Джим Джармуш

Американский кинорежиссёр и сценарист
На фото Джим Джармуш
Категория:
Дата рождения:
1953-01-22
Место рождения:
Акрон, Огайо, США
Гражданство:
США
Читать новости про человека
Биография

Певец одноэтажной Америки

Кинорежиссера и сценариста Джима Джармуша считают одним из основателей американского независимого кино. Изучая в Париже журналистику и английскую литературу, Джармуш настолько увлекся французским кино, что вернувшись на родину, поступил в Нью-Йоркскую киношколу. Так он пришел в мир киноиндустрии, создав свой неповторимый стиль и философию. И хотя ни один из фильмов Джармуша не является коммерчески успешным, это не мешает режиссеру собирать кинонаграды и получать признания критиков.


Детство и юность

Джим Джармуш появился на свет 22 января 1953 года в Акроне, штат Огайо. Его отец работал на заводе по производству шин, а мать в местном журнале, где вела колонку шоу-бизнеса и кино. В его семье уважали литературу и искусство, поэтому после окончания школы Джим решил стать журналистом. В 1971 году он поступил в Северо-Западный Университет, но проучился всего лишь год. Джармуш решил поменять специализацию на английскую литературу и отправился учиться в Париж.

В Париже Джармуш серьезно увлекся кино. Он регулярно посещал кинотеатры и буквально влюбился во французский кинематограф. Впоследствии увлечение французскими мастерами сильно скажется на творчестве режиссера.

Вернувшись на родину, Джим Джармуш перевелся в Колумбийский Университет, где

получил по английской литературе степень бакалавра. В конце концов, любовь к кино привела Джармуша в Нью-Йоркскую киношколу, где он стал работать ассистентом у известного режиссера Николаса Рэя. Он поддерживал с ним близкие отношения вплоть до смерти Рэя в 1979 году.

Первые фильмы

В 1980 году состоялся дебют молодого режиссера. Картина 'Отпуск без конца', снятая на 16-миллиметровую пленку всего за 15 тысяч долларов, была высоко оценена критиками. Джим Джармуш стал настоящим пионером независимого кино в США, создав свой уникальный киноязык. Уже с выходом второй работы стали понятны стиль и философия молодого режиссера.

Картина 'Более странно, чем в раю', получившая в 1984 году 'Золотую камеру' Каннского кинофестиваля за лучший дебют, считается одной из ва

жнейших лент независимого кино. В ней можно увидеть типичный мир Джармуша: провинциальный городок, населенный маргиналами и странными людьми, которые мало похожи на голливудские образы американцев. В большинстве картин героями Джармуша являются иностранцы: финны, японцы, венгры, итальянцы. Все они живут 'за чертой' или по своим правилам.

Фильмы 'Вне закона' (1986) и 'Загадочный поезд' (1989) завершают трилогию о другой Америке, которая показана глазами иностранцев. Критики положительно оценили эти картины, а Джима Джармуша назвали 'певцом одноэтажной Америки'.

В 1986 году стартовал самый необычный проект режиссера под названием 'Кофе и сигареты'. Вначале был выпущен короткометражный фильм, в котором Стивен Райт и Роберто Бениньи пьют кофе, курят и обсуждают св

и проблемы. В 2003 году по мотивам шестиминутного фильма был снят полнометражный, состоящий из 11 новелл. Для съемок в картине Джармуш пригласил своих любимых режиссеров, актеров и музыкантов, которые за чашечкой кофе и сигаретой ведут друг с другом забавные диалоги. Фильм, выдержанный в джармушевской стилистике, получил хвалебные отзывы и стал еще одним достоянием независимого кино.

'Мертвец' и 'Сломанные цветы'

Безусловно, самым известным и наиболее значимым фильмом в карьере Джима Джармуша является 'Мертвец', в котором главную роль исполнил Джонни Депп. Картина, вышедшая в 1995 году, повествует о путешествии по Дикому Западу обычного бухгалтера Уильяма Блейка, ведомого индейцем Никто. Ее жанр определить сложно – это и метафизический вестерн, и фильм-пр

итча, и роуд-муви.

На пути к созданию фильма было много трудностей. Во-первых, Джармуш хотел с точностью отобразить Дикий Запад XIX века, для чего ему пришлось изучить большое количество документов и материалов. Во-вторых, возникли проблемы с финансированием (9 миллионов – на то время рекордный для режиссера бюджет), так как кинокомпании США не хотели вкладывать средства в якобы 'антиамериканский' фильм. К счастью, часть денег удалось достать в Европе, а часть из своих личных средств пожертвовали Джармуш и Джонни Депп.

Кинокартину оценили не сразу. Хотя в ленте и нет ничего 'антиамериканского', в ней уже привычно по-джармушевски показана 'другая' Америка, из-за чего она прохладно была встречена в США и восторженно – в Европе. Кинокритик Дж. Хоберман сравнил на

олненного философией и метафизикой 'Мертвеца' с романом Кафки 'Америка'.

В 2005 году вышел фильм 'Сломанные цветы', в котором Джармуш максимально близко приблизился к мейнстриму. Вместо привычных маргиналов и провинциалов главным героем фильма стал успешный компьютерщик, который отправляется в путешествие по следам былых любовных приключений. Картина, в которой блестяще сыграл Билл Мюррей, получила высокие оценки критиков и Гран-при Каннского кинофестиваля.

В последнее время Джим Джармуш снимает мало, уделяя больше внимания другим проектам. Его последней работой стал фильм-притча 'Пределы контроля', получивший смешанные отзывы кинокритиков. Джармуш известен сотрудничеством со многими музыкантами. В разное время он выступал в группах 'Dark Day', 'The Del-Byzant

eens' и 'Wu-Tang Clan'.

В 2012 году Джармуш вместе с Йозефом ван Виссемом выпустил два музыкальных альбома 'The Mystery of Heaven' и 'Concerning the Entrance into Eternity'. Кроме того, Джим Джармуш является автором нескольких эссе об известных группах и музыкантах, а также имеет поэтические публикации.

Пожалуй, Джим Джармуш остается единственным режиссером, который не купился на соблазны коммерции и строго придерживается принципов независимого кино. Его картины, которые за некоммуникабельность сравнивают с фильмами Антониони, почти всегда меланхоличны и монотонны, а иногда и вовсе лишены драматической кульминации. Из-за этого возникает легкое чувство голода и сожаление о том, что все кончилось – как после ужина, где так и не принесли обещанных кофе и сигарет



Поделиться: