Джазовый пианист, аранжировщик, композитор и руководитель оркестра, большая часть карьеры которого прошла в Соединенных Штатах (United States). Он сыграл важную роль в развитии кул-джаза, модального джаза, фри-джаза и джаз-фьюжна, а также активно сотрудничал с Майлзом Дэвисом (Miles Davis).
Настоящее имя Эванса - Иан Эрнест Гилмор Грин (Ian Ernest Gilmore Green), он родился 13 мая 1912 года в Торонто, Канада (Toronto, Canada). Еще в детстве, после усыновления отчимом, он изменил фамилию на Эванс. Его семья переехала в Стоктон, штат Калифорния (Stockton, California), где Джил провел большую часть юности и собрал свой первый джаз-бэнд. Начиная с 1946 года, отслужив в армии, он, в основном, жил и работал в Нью-Йорке (New York City) и многие годы прожил в жилом комплексе для художников и музыкантов Уэстбет (Westbeth Artists Community), расположенном на Манхэттене (Manhattan).
С 1941 по 1948 он работал аранжировщиком для 'Claude Thornhill Orchestra'. Вскоре скромная квартирка Эванса в подвале под китайской прачечной стала местом встреч музыкантов, хотевших работать над новыми музыкальными стилями, отличавшимися от доминировавшего на тот момент бибопа. Среди них были такие ключевые фигуры американского джаза, как Чарли Паркер (Charlie Parker), Джерри Маллиган (Gerry Mulligan) и Джон Кариси (John Carisi).
В 1948-м Эванс, Майлз Дэвис, Джерри Маллиган и другие музыканты объединили усилия для работы над сочинением для нонета, ансамбля из девяти исполнителей. Такие ансамбли, более крупные, чем трио и квартеты, но гораздо более скромные, чем биг-бэнды, обретали тогда большую популярность, поскольку при экономической выгоде содержания позволяли разнообразить звуковую палитру за счет, к примеру, валторны и тубы. Лидером нонета стал Майлз
Дэвис и, помимо выступлений, они записали 12 номеров на 'Capitol Records' в 1949 и 1950. Эти записи вышли в 1957 году на сборнике Дэвиса 'Birth of the Cool'. Позже, когда Дэвис был связан контрактом с 'Columbia Records', продюсер предложил артисту выбрать себе любого аранжировщика, и Дэвис сразу же выбрал Джила Эванса. Результатом их работы стали три альбома, 'Miles Ahead' (1957), 'Porgy and Bess' (1958) и 'Sketches of Spain' (1960). Еще одна их совместная работа той поры, 'Quiet Nights' (1962), вышла позже и против воли Дэвиса. Хотя все эти записи, в первую очередь, продавались благодаря имени Майлза Дэвиса, вклад Эванса в их создание был столь же важен. Позже, в 60-х, Джил Эванс продолжал работать с Дэвисом над альбомами его классического квинтета.
С 1957 года Эванс записывал альбомы под своим собственным именем в сопровождении своего третьего ансамбля, 'The Gil Evans Orchestra'. Он знал тубиста Билла Барбера (Bill Barber) и трубача Луи Муччи (Louis Mucci) еще со времен 'Claude Thornhill Orchestra', и оба они хорошо показали себя в его первых оркестрах и продолжали работать с ним впоследствии. Среди солистов, с которым Эванс работал в те годы, были Ли Кониц (Lee Konitz), Джимми Кливленд (Jimmy Cleveland), Стиви Лейси (Steve Lacy), Джонни Коулз (Johnny Coles) и Кэннонболл Эддерли (Cannonball Adderley).
В 1965 году он аранжировал номера для альбома 'Guitar Forms' биг-бэнда Кенни Баррелла (Kenny Burrell).
На творчество Эванса явно влия
ли произведения испанских композиторов Мануэля де Фалья (Manuel De Falla) и Хоакина Родриго (Joaquín Rodrigo), множество другой латинской и бразильской музыки, а также работы немецкого эмигранта Курта Вайля (Kurt Weill). Его аранжировки часто показывали слушателям оригинальные произведения, уже хорошо знакомые публике, с совершенно иной, неожиданной стороны.
В 1966 году он записал альбом 'Look To The Rainbow' с бразильской певицей Аструд Джильберто (Astrud Gilberto). К этому времени он был разочарован коммерческой направленностью, которую 'Verve Records' придавал сессиям на записи альбома, и решил взять перерыв. В течение этого времени жена предложила Эвансу послушать Джимми Хендрикса (Jimi Hendrix), и он проявил такой интерес к работе молодого рок-гитариста, что организовал в 70-х еще один оркестр с совершенно новым звучанием на стыке фри-джаза и джаз-рока. Увы, ранняя смерть Хендрикса сделала невозможным их сотрудничество, о котором Эванс мечтал.
Джил также работал над музыкой к кинофильмам, в частности, к фильму 'Цвет денег' (The Color of Money, 1986) Мартина Скорсезе (Martin Scorsese).
Эванс женился вскоре после записи сборника 'Birth of the Cool' в 1949 году, у него было двое детей. Его сын Майлз (Miles Evans) играл на трубе в его 'Monday Night Orchestra'. Заболев воспалением легких, Джил Эванс умер 20 марта 1988 года в Куэрнаваке, Мексика (Cuernavaca, Mexico). В 1986 году он был введен в Зал Славы Джаза журнала 'Down Beat'.