Свои первые короткометражки Кэмпион сняла еще во время учебы - то были короткие и хлесткие картины-наброски, которые, тем не менее, привлекали внимание не массового, но понимающего в искусстве кино зрителя. 'Кожура' (Peel), снятый в 1982 году, получил приз 'за студенческий фильм' на фестивале в Канне. Через одиннадцать лет ей, первой и пока единственной женщине-режиссеру, еще предстоит получить свою 'Золотую пальмовую ветвь' за 'Пианино' (The Piano).
Новозеландский и австралийский режиссер, сценарист - Джейн Кэмпион (Jane Campion) родилась в Веллингтоне в 1954 году. Джейн выросла в актерской семье, где мать была актрисой, а отец - режиссером, однако, ей редко доводилось бывать с родителями в театре. В немногочисленных интервью Кэмпион почти ничего не говорит о своей семье, предпочитая разговаривать об искусстве в целом и о кино в частности. Известно, что их было трое – сестер Кэмпион, одной из них, а также матери, и посвящаются ее полнометражные фильмы. В детстве кинематограф не слишком интересовал будущего режиссера, а больше всего Джейн любила черно-белые фильмы.
Именно с черно-белых лент Кэмпион начала свои работы, это происходило во время учебы в Институте кино и телевиде
ния в Австралии. До этого ей довелось изучать антропологию, а после – искусство в Венеции. Позже Джейн Кэмпион отправилась в Лондон, где ее ожидала работа помощника режиссера, по большей части рекламных роликов, реже – документального кино. Тогда-то она и начала присматриваться к своему будущему ремеслу, которое впоследствии отточит до совершенства. Это подтвердят многочисленные награды, которые будут сопровождать ее фильмы – фильмы неоднозначные, сложные и удивительно талантливые.
Свои первые короткометражки Кэмпион сняла еще во время учебы - то были короткие и хлесткие картины-наброски, которые, тем не менее, привлекали внимание не массового, но понимающего в искусстве кино зрителя. 'Кожура' (Peel), снятый в 1982 году, получил
риз 'за студенческий фильм' на фестивале в Канне. Через одиннадцать лет ей, первой и пока единственной женщине-режиссеру, еще предстоит получить свою 'Золотую пальмовую ветвь' за 'Пианино' (The Piano).
Свое первое полнометражное кино Кэмпион снимает в 1989 году, им становится 'Конфетка' (Sweetie). В центре сюжета картины - семья, находящаяся под прессом душевной болезни одной из дочерей – Доун - которую все называют Конфеткой. Развитая толстуха Доун уже давно выросла из детского возраста, но ведет себя как большой ребенок. Она проводит время в 'штабе' - домике, устроенном в кроне дерева, и дружит с малолетним соседским мальчиком. В одной из сцен фильма, раздевшись догола, Конфека носится по газону, изображая из себя собаку. А за е
дикими выходками наблюдает тихая сестренка Кей, и каждое новое сумасбродство сестры травмирует девочку, все сильнее с каждым разом...
За этой картиной, в 1990-ом, последовала драма 'Ангел за моим столом' (An Angel at My Table). В основе фильма, задуманного как трёхсерийный телероман - три автобиографических книги писательницы, соотечественницы Кэмпион - Джанет Фрейм. Это - повествование о детстве, юности и зрелых годах талантливой личности, которую общество предпочло бы навечно отправить в сумасшедший дом и подвергнуть лоботомии, электрошоковой терапии и прочим отупляющим воздействиям, которые еще никого не сделали здоровым душевно. Плавное повествование и полное отсутствие динамики, оттолкнуло от фильма любителей экшен, зато для
тех, кто разглядел в картине призыв быть милосердными, добрыми и чуткими, фильм явился буквально откровением. Непохожесть на других, инакомыслие, умение оставаться самим собой – все это в трогательной, меланхоличной и созерцательной картине 'Ангел за моим столом'.
В 1993 году Джейн сняла самую знаменитую свою картину – драму 'Пианино'. Середина 19-го века. Главная героиня, немая Ада (ее сыграла Холли Хантер) вместе с маленькой дочкой и любимым инструментом - пианино - оставляет родную Шотландию и переезжает в Новую Зеландию, где ее ждет будущий муж, Стюарт. Он отказывается забрать в дом пианино, которое так и остается брошенным на берегу. Ада, немая с шести лет, все же умудряется показать мужу всю глубину своего гнева. Сосед Стюа
та, нелюдимый, похожий на дикаря Бэйнс, привозит пианино, заменяющее Аде голос, к себе домой. Она может получить его назад, но только если будет приходить к Бэйнсу домой и давать ему уроки музыки. Эти уроки и заводят их в водоворот роковых любовных страстей… Фильм получил одиннадцать премий Австралийского Института Кино, три премии 'Оскар' (и пять номинаций), 'Золотой глобус' (и тоже пять номинаций), Премию Британской академии, премию 'Сезар', премию Каннского кинофестиваля. Холи Хантер сыграла в картине так, что ее игру не оставило без внимания ни одно жюри ни одного кинокомитета. А имя режиссера Джейн Кэмпион отныне стало в один ряд с самыми уважаемыми именами мира кино.
После этого были и еще картины – 'Священный дым' (Holy Sm
ke), 'Темная сторона страсти' (In the Cut), 'Дневник воды' (The Water Diary) 2006-го года. В 2009 году Джейн снимает мелодраму 'Яркая звезда' (Bright Star), рассказывающую историю английского поэта Джона Китса, умершего в 25-летнем возрасте от чахотки. Последние три года своей жизни Джон понимал, что постепенно угасает, но именно в это время началась его романтическая любовь с девушкой по имени Фэнни Браун.
Неоднозначные и сложные работы Кэмпион неизменно вызывают многочисленные дискуссии среди критиков и любителей кино, а в это время Джейн, неспешно (она сняла не так много картин) продумывает очередную историю, способную вызвать бурю эмоций и заставить задуматься о темных сторонах любой, даже самой открытой на первый взгляд души