Популярные личности

Джейн Элиот

Американский педагог и антирасист
На фото Джейн Элиот
Категория:
Место рождения:
Райсвилль штат Айова, США
Гражданство:
США
Читать новости про человека
Биография

Биография

Джейн Элиот - американский педагог и антирасист, ставшая всемирно известной после изобретенного ею психологического эксперимента, показывающего беспочвенность и полную необоснованность расовой дискриминации.


Джейн Элиот родилась в 1933 году в городе Райсвилль штата Айова. В 1960-х она работала учителем младших классов в средней школе. Каждый год она проводила с детьми (большую часть ее учеников составляли дети 8-летнего возраста) беседы о расовой дискриминации, пытаясь с детства привить детям расовую терпимость и благоразумие. Она понимала, что подход изначально был неверным - большинство ее учеников ни разу в своей жизни не встречали темнокожих людей, поэтому беседы о расизме носили совершенно абстрактный характер, никак не способствовавший понимаю сути проблемы.

В связи с убийством 4 апреля 1968 Мартина Лютера Кинга - активиста движения за права темнокожих в Америке - Джейн Элиот собиралась провести среди своих учеников лекцию о деятельности Кинга, о расовой дискриминации, а также о коренных аборигенах и афроамериканцах вообще. Эпитетом для урока она хотела взять фразу из молитвы индейцев-сиу: "О великий дух, убереги меня от осуждения человека, до тех пор, пока я не пройду милю в его мокасинах".

По всей вероятности именно это изречение натолкнуло Элиот на мысль о своем эксперименте. На следующий день, 5 апреля 1968 года она начала урок с того, что спросила детей, что они думают о неграх. Дети начали отвечать, в основном приводя различные расовые стереотипы, вроде того, что все негры умственно отсталые, или что они не в состоянии выполнять какую бы то ни было работу. Тогда Джейн спросила детей, хотят ли они узнать, каково это - быть негром и они согласились. Элиот разделила учеников на две группы - детей со светлыми, голубыми глазами поместила в привилегированную группу, а детей с темными, карими глазами сделала притесняемой кастой. В день эксперимента голубог

лазым разрешалось играть в новом гимнастическом зале, на ленч они могли получить вторую порцию, перемена для них была увеличена на пять минут, Элиот хвалила их за усердие и хорошие ответы на уроках. Другая группа, напротив, была всех этих привилегий лишена и, кроме того, Элиот повязала всем кареглазым ученикам на шею ленты. В первый же день результаты эксперимента были ошеломляющими - голубоглазые начали вести себя заносчиво и высокомерно, пренебрежительно обращаясь с представителями другой группы. Оценки у голубоглазых улучшились, даже у тех учеников, кто раньше проявлял себя хуже. С кареглазыми ситуация была совершенно обратной - они стали тихими и подчиненными, даже те, кто ранее проявлял доминирующие позиции в классе. Они не справлялись с простыми заданиями, которые раньше не вызывали никаких затруднений. На следующий день Джейн провела этот же эксперимент, но поменяв группы ролями. И снова повторилась та же ситуация - ранее раболепные и тихие кареглазые стали теперь едко и насмешливо относиться к голубоглазым, а те в свою очередь уже не проявляли то высокомерие, которое выказывали днем раньше, сделавшись приниженными и подавленными. В 14:30 Джейн прекратила эксперимент - позволила голубоглазым снять с шеи ленты и дети бросились с плачем в объятья друг друга.

Далее Джейн провела еще серию подобных экспериментов в последующих годах с другими детьми. Ее опыты вызвали бурные споры среди педагогов и психологов и вывели понимание расовой проблемы на новый уровень. Эксперимент показал, что отсталость, неуспешность и другие неблагоприятные особенности темнокожих расовых групп вызваны не изначальным происхождением, а притеснением их со стороны доминирующей расы.



Поделиться: