Краткое знакомство с генеалогическим древом Джейн Биркин недвусмысленно подтверждает, что способность уживаться с разными культурами и реализоваться в разных амплуа досталась ей по наследству.
Ее отец, Дэвид Биркин (David Birkin), капитан Королевского флота Великобритании и герой Второй мировой войны, неоднократно участвовал в шпионских операциях, разработанных британской разведкой. Ее мать, Джуди Кэмпбелл (Judy Campbell), была известной актрисой и певицей, славу которой принесли мюзиклы
Ноела Коварда (Noel Coward). По отцовской линии в родстве с ними состояли крупные фабриканты и магнаты, а одна из теток ее отца была любовницей Принца Уэлльского (позже короля Великобритании Эдварда III). В таком вот семействе, породнившемся со многими знатными и богатыми английскими семьями, 14 дек
абря 1946 года и родилась Джейн Биркин. Ее детство, прошедшее в благополучном лондонском районе Челси, было безмятежным и счастливым, с умеренной школьной скукой и увлекательными путешествиями на каникулах. Все бы так и продолжалось, если бы не революционные 60-е. От скромной и послушной девочки ост
алось одно воспоминание.
Идя по стопам матери, 16-летняя Джейн начинает обивать пороги театров и участвовать в кастингах. Первую роль на сцене она получила в 17 лет. В пьесе Грэма Грина (Graham Greene) "Carving a Statue" ей пришлось перевоплотиться в глухонемую девушку. А вокальный дебют Джейн Б
иркин состоялся в мюзикле "Passion Flower Hotel". Попытать счастья на музыкальной сцене убедил ее композитор Джон Барри (John Barry), автор музыки к одной из экранизаций "Агента 007". Их отношения недолго продержались на стадии простого знакомства, и в 19 лет Джейн становится женой Джона Барра.
Большой экран, большая эстрада, знаменитые мужчины - отныне это три ключевые составляющие биографии Джейн Биркин. На экранах кинотеатров лицо Джейн впервые появилось в картине Ричарда Лестера (Richard Lester) "The Knack...And How to Get It", но настоящую известность, хотя и скандального оттенка, при
несла ей небольшая роль в фильме Микеланджело Антониони "Blow Up", который был удостоен Золотой пальмовой ветви на Каннском кинофестивале. Джейн снялась обнаженной в коротеньком эпизоде, породившем долго не умолкавшие толки.
В 1967 году у Джейн и Джона Барра родилась дочь, которую назвали Кейт (
Kate). К сожалению, к этому времени молодых родителей уже почти ничего не связывало. После развода с мужем Биркин решает круто изменить свою судьбу и переезжает во Францию.
Вираж удался. На первой же съемочной площадке, где кипела работа над картиной Пьера Гримбля (Pierre Grimblat) "Slogan", пар
тнером Джейн оказывается певец и композитор Серж Гинзбург (Serge Gainsbourg), уже тогда очень популярный во Франции. Как гласит легенда, это была любовь с первого взгляда. Одна из самых фешенебельных пар на парижской сцене, в 1969 году Гинзбург и Биркин становятся еще и очень модными персонами, в то
м числе и далеко за пределами Франции.
Поводом послужила, конечно, музыка. Незадолго до встречи с Джейн композитор написал сладкую, чувственную песню "Je T'Aime ... Moi Non Plus", которую посвятил своей тогдашней возлюбленной, звезде французского кино Брижит Бардо, и даже записал с ней дуэт. Бри
жит решила, что песня для нее чересчур эротична, поэтому Гинзбург предложил "Je T'Aime ..." своей новой подруге в качестве фундамента ее будущей музыкальной карьеры.
Сингл "Je T'Aime ... Moi Non Plus", изданный в 1968 году британским лейблом Fontana Records, кроме неприятностей, не принес лейблу
никаких дивидендов. Выпущенный через год компанией Major Minor, провоцирующе откровенный "Je T'Aime ...", который не пропустила в эфир цензура канала ВВС, стал хитом #1 во Франции и Великобритании. Сексуальный вокал артистки, которой не забыли припомнить и постельную сцену в фильме Антониони, закре
пил за ней тот самый неофициальный титул секс-котенка 60-х.
Чувственный голос Биркин, таинственный и хрипловатый, готовый раствориться в шепоте, стал фирменным знаком ее певческой карьеры. Серж Гинзбург, с которым Джейн прожила 12 лет, умело подбирал для нее репертуар, оркеструя песни под ее хар
актерный вокал. Он был ее основным автором, аранжировщиком и продюсером. Она была его музой, вдохновившей многие из наиболее интересных и известных песен. Парадокс заключался в том, что за все то время, пока Джейн и Серж были вместе, львиную долю сил и времени Биркин отдавала кинематографу, а совсем
не эстраде. В 70-е годы она записала всего три альбома, зато снялась в тридцати фильмах, в том числе в картине Клода Зиди (Claude Zidi) "Lucky Pierre" с Пьером Ришаром в главной роли.
Ее дебютный альбом 1970 года "Je T'aime (Beautiful Love)", написанный Гинзбургом, включал, конечно, и к тому вр
емени уже международный хит "Je T'Aime ... Moi Non Plus". В 1971 году у Джейн и Сержа родилась дочь Шарлотта (Charlotte), которая впоследствии тоже станет певицей. Второй сольный альбом "Lolita Go Home", записанный по настоянию Гинзбурга, Биркин издала только в 1975 году. Пластинка имела успех, кото
рый по большей части ограничивался пределами Франции. Гораздо больший резонанс в других европейских странах вызвал ее третий альбом "Ex Fan des Sixties" (1978 год), эксплуатировавший все тот же образ немножко наивной, но такой сексапильной Лолиты.
Между тем Лолита давно повзрослела. А когда в 198
0 году ее брак с Сержем Гинзбургом распался, она оказалась перед серьезным выбором. Ей давно перевалило за 30, и изображать "смешную английскую девчонку" больше не было сил. За ее милой улыбкой и ловко разыгранной наивностью, за ее легким английским акцентом, таким умилительным для французского слух
а, скрывалось встревоженное сердце женщины, страдающей от стресса и бессонницы и пытающейся в очередной раз найти себя.
Такой увидел ее французский кинорежиссер Жак Дилон (Jacques Doillon), такой предстала она в его картинах "La Fille prodigue" и "La Pirate". Их отношения на съемочной площадке вско
ре переросли профессиональные рамки. Биркин и Дилон стали мужем и женой, и в 1982 году у них родилась дочь Лу (Lou).
Между тем с Сержем Гинзбургом артистку связывало слишком много нитей, разорвать которые им обоим было не по силам. Собственно, творческий союз композитора и его музы не распался д
о самой смерти Гинзбурга в 1991 году.
Грустной, таинственной, утонченной предстает Джейн Биркин на новом альбоме 1983 года "Baby Alone in Babylone". Песни Гинзбурга помогают ей выразить свое смятение, отчаяние, потерянность. Пластинка становится очень популярной в Европе. Зрелая Джейн Биркин уме
ет обаять публику не меньше, чем легкомысленная влюбчивая Лолита.
В 80-е годы артистка получает массу приглашений от французских режиссеров и, кажется, никому не отказывает. Только в 1984 году она успевает сыграть в 8 фильмах. К концу 80-х она все активнее ищет себя в новых сферах, пробует работ
ать на телевидении, снимает художественный телефильм "Oh Pardon! tu dormais". И впервые начинает выступать с сольными концертами.
Когда Джейн Биркин дебютировала на сцене со своими песнями, ей было уже за сорок. Первое сольное выступление она дала в зале бывшего парижского мюзик-холла "Le Batacl
an". Обладая мощным актерским обаянием, она легко находила контакт со слушателями и всегда получала живой отклик из зала. Вскоре она вошла во вкус, и концерты стали в ее рабочем графике обычным явлением. Лучшие из них издавались на концертных альбомах.
Только одну мечту артистке очень долго осущ
ествить никак не удавалось - сыграть в мюзикле. Ее дебют в новом жанре, состоявшийся на сцене Le Casino de Paris в 1991 году, был омрачен недавней смертью Сержа Гинзбурга. Свое шоу Джейн Биркин посвятила его памяти.
Памяти Гинзбурга был приурочен и еще один концерт певицы, который прошел в Лондо
не в сентябре 1994 года. Ей хотелось еще раз напомнить своим соотечественникам о прекрасном французском композиторе и вместе с тем навсегда распрощаться с образом скандалистки Джейн, который закрепился за ней еще с конца 60-х. Через 30 лет перед англичанами предстал совсем другой человек, глубокая а
ктриса, сыгравшая незадолго до этого трагическую роль Андромахи в "Троянских женщинах" Эврипида на сцене Национального театра.
Расстаться с наследием Сержа Гинзбурга, который фактически так и остался ее единственным композитором, было не так-то просто. Снова и снова певица возвращается к его тво
рчеству и в 1996 году записывает попурри из его песен "Version Jane". С этой программой она выступает на сцене самого знаменитого парижского зала L'Olympia, а затем отправляется в европейское турне.
В 1998 году Биркин выпускает свой первый лонг-плей, созданный без участия Гинзбурга, "A la Legere
". Ее новые песни написаны современными французскими композиторами Зази (Zazie), Шамфором (Chamfort), Франсуазой Харди (Francois Hardy) и другими. Через год она готовит сборник лучших хитов.
Артистка, уже отметившая 50-летний юбилей, не потеряла вкус к жизни и способность удивлять. И не только пр
екрасной физической формой и неувядающей молодостью, но и смелыми творческими решениями. На международном фестивале в Авиньоне в 1999 году она представляет оригинальную программу "Arabesque", составленную из композиций Гинзбурга, оркестрированных по-новому, с использованием обширного арсенала мирово
й музыки. В колоритных восточных тонах зазвучали хиты "Je t'aime...", "Elisa", "La javanaise", "L'amour de moi". Концерт имел невероятный успех. Вдохновленная таким горячим приемом, певица впервые в жизни рискнула отправиться в далекие заморские гастроли, посетив со своими "Арабесками" Японию и Скан
динавию, Канаду и Западную Европу, Азию и Соединенные Штаты. Парижское шоу легло в основу живого альбома "Arabesque", который вышел в 2002 году.
А в 2004-м Джейн Биркин представила новую подборку песен, как известных хитов, так и новых номеров, написанных специально для нее музыкантами разных ст
ран. Полтора десятка дуэтов, исполненных с Брайаном Молко (Brian Molko) и Бетт Гиббонс (Bett Gibbons), Брайаном Ферри (Bryan Ferry) и Ману Чао (Manu Chao), певица объединила на гармоничном, обаятельном и стильном альбоме "Rendez-Vous". По мнению критиков, это одна из лучших записей Джейн Биркин за в