Американская актриса, обладательница кинопремий; автор. С 1993 по 1997 гг. была назначена Биллом Клинтоном главой Национального фонда поддержки искусства. Вероятно, одна из самых ее известных ролей – ведущая женская роль в биопике «Большая белая надежда», сыгранная как на сцене, так и в кино. Джейн была активна и в театральных постановках, и в кинофильмах, а также посвящала себя благотворительности.
Вскоре ее игру можно будет увидеть в ожидаемом продолжении легендарного «Терминатора», четвертой части фантастического экшна МакДжи, названной «Терминатор: Да придёт спаситель».
Джейн Александр родилась как Джейн Квигли 28 октября 1939 года в Бостоне, Массачусетс, США.
Дочка Рут Элизабет (в девичестве Пирсон), медсестры, и Томаса Б. Квигли, ортопедического хирурга. Александр окончила дневную школу Бивер Кантри, школу для девочек в Честнат Хилл за пределами Бостона, где и обнаружила свою любовь к актерскому мастерству.
Поощряемая отцом, Джейн поступила в колледж, вместо того, чтобы сразу попробовать себя в качестве актрисы – в нью-йоркский колледж Сары Лоуренс в Бронксвилле, где она концентрировала все свои силы и умение в театральном искусстве, однако также изучила математику, показав свои явные способности в компьютерном программировании. Математика шла как по маслу, зато Джейн как актриса пока так и не состоялась. Она стала студенткой университета Эдинбурга в Шотландии, где вступила в его драматическое общество и, накапливая опыт, получала хорошие отзывы со стороны преподавателей и зрителей, что, конечно же, укрепило ее решение продолжать актерство.
Наступали мажорные времена. Первый прорыв настиг Джейн в 1967 году, когда она сыграла Элеонору Бэкмен в оригинальной постановке Ховарда Сэклера «Большая белая надежда» на Арена Стейдж в Вашингтоне, округ Колумбия. Как и еще одна звезда показа, Джеймс Эрл Джонс, актриса продолжила театральное продвижение. Появившись на Бродвее в 1968 году, она выиграла престижную статуэтку «Тони» за свой перформанс в «Большой белой надежде», а за участие в экранизации 1970-го удостоилась номинации на премию «Оскар».
Также Александр появилась в таких кинолентах, как «Вся президентская рать» (1976), «Крамер против Крамера» (1979) и «Завещание» (1983), все эти фильмы заработали одобрение Американской Киноакадемии; «
Брубейкер» (1980), «Правила виноделов» (1999) и «Мех: Воображаемый портрет Дианы Арбус» (2006).
Джейн изобразила Элеонору Рузвельт в двух телевизионных постановках, «Элеонора и Франклин» и «Элеонора и Франклин: The White House Years», и сыграла мать Элеоноры, Сару Делано Рузвельт в телефильме Джозефа Сарджента «Теплые источники» с Кеннетом Брана и Синтией Никсон. Благодаря последней роли Александр стала номинантом «Эмми» в категории «Лучшая актриса второго плана».
Джейн вместе с Рэйчел Робертс стала звездой драмы режиссера Дона Тейлора по сценарию Стива Гетерса «Круг детей» (1977), истории о родителях, воспитывающих проблемных детей (с акцентом на аутизм), которая принесла режиссеру «Эмми».
Другие известные телевизионные роли актрисы – это игра Альмы Роуз в драме Артура Миллера «Playing for Time» с Ванессой Рэдгрейв, за которую Джейн выиграла еще одну премию «Эмми»; роль Хедды Хоппер (известной торгашки сплетнями) в комедии «Происки в стране Чудес»; роль Дорис Эшли в драме Джерри Торпе «Кровь и орхидеи»; и Сибил Стокдэйл в фильме «Любя и воюя» вместе с Джеймсом Вудсом.
Помимо этого, актриса сыграла главную героиню, доктора Мэй Фостер, в драматическом сериале HBO «Скажи мне, что любишь меня», психотерапевта, являющегося связующим звеном между тремя парами, борющимися с житейскими проблемами и трудностями сексуального характера. Откровенные сцены «лиц старшего возраста» и вообще царящие на экране подробности интимной жизни вызвали уйму противоречивых суждений в адрес сериала и его актеров, включая саму Джейн.
В 1993 году президент Билл Клинтон назначил Джейн новым председателем Национального фонда поддержки искусства, организации, которая отвечала за частичное финансирование «Большой бел
й надежды» на Арена Стейдж. Александр перебралась в Вашингтон, округ Колумбия, и служила на благо организации вплоть до 1997 года. Ее книга, «Командный перформанс: Актриса в театре политики» (2000), оказалась главным предметом разборок, когда 104-й Конгресс Соединенных Штатов, возглавляемый Ньютом Гингричем, неудачно пытался скрыть авторскую работу актрисы от гласности.
В 2004-м Александр вместе с ее мужем, Эдвином Шерином, присоединилась к театральному профессорско-преподавательскому составу государственного университета Флориды. Она получала различные назначения, включая работу в Обществе защиты дикой природы, проекте «Зеленая надежда» и Женском активистском обществе за ядерное разоружение. Джейн удостоилась культурной премии Израиля и премии Хелен Калдикотт. Также Александр – член политического он-лайн форума ILF.
Своего первого мужа, Роберта Александра, актриса встретила в начале 1960-х в Нью-Йорк Сити, где они вместе пытались развить свою актерскую карьеру. У пары родился сын, Джейс, в 1964 году, а через несколько лет после его рождения Роберт и Джейн подали на развод.
Джейн работала в региональных театрах, когда повстречала продюсера/режиссера Эдвина Шерина в Вашингтоне, округ Колумбия, где он занимал пост художественного руководителя Арена Стейдж. Александр стала звездой оригинальной театральной постановки «Большая белая надежда» под руководством Шерина на Арена Стейдж до дебюта этой пьесы на Бродвее. Эти двое стали хорошими друзьями и, оба оставив позади по разводу, завязали романтически отношения друг с другом, поженившись в 1975 году. В итоге, у пары четверо детей, все от предыдущих отношений: сын Александр, Джейс, телевизионный режиссер, и три сына Шерина, Тони, Дж
ффри и Джон.
1977 и 1980 гг. номинация Киноакадемии «Лучшая актриса второго плана» за роли в фильмах «Вся президентская рать» и «Крамер против Крамера», соответственно.
1971 и 1984 гг. номинация Киноакадемии «Лучшая актриса главной роли» за участие в фильмах «Большая белая надежда» и «Завещание», соответственно.
За роль в пьесе «Большая белая надежда»: приз «Drama Desk» (1969) в номинации «Выдающийся перформанс», приз «Theatre World» (1969), статуэтка «Тони» (1969) в номинации «Лучшая исполнительная актриса пьесы».
Номинант на «Тони» 1973, 1974, 1979, 1992, 1993 и 1998 гг. в категории «Лучшая актриса пьесы» за роли в постановках «6 Rms Riv Vu», «Найди свой путь домой», «Первый понедельник октября», «Визит», «Сестры Розенсвиг» и «Честь», соответственно.
Номинант на премию «Drama Desk» 1992, 1993 гг. в категории «Выдающаяся актриса пьесы» за роли в постановках «Визит» и «Сестры Розенсвиг», соответственно.
Номинант 1976, 1977 гг. в категории «Главная актриса драмы или комедии» за роль в фильме «Элеонора и Франклин» и «Элеонора и Франклин: The White House Years», соответственно.
Номинант 1984, 1985 гг. в категории «Главная актриса небольшого сериала или специального показа» за роли в «Calamity Jane» и «Происки в стране Чудес», соответственно.
Номинант 1999, 2000 гг. в категории «Гостевая актриса драматического сериала» за роли в сериалах «Закон и порядок. Специальный корпус» и «Закон и порядок», соответственно.
Призер 1981, 2005 гг. в номинациях «Лучшая актриса второго плана небольшого сериала или специального показа» и «Лучшая актриса второго плана минисериала или кино» за роли в фильмах «Playing for Time» и «Теплые источники», соответственно