Кинорежиссёр, один из основателей жанра фильма ужасов в звуковом кино.
Джеймс Уэйл родился в маленьком горняцком городке Дадли в графстве Уорчестер в Англии. Он был шестым ребёнком в многодетной семье; отец его был рабочим-металлургом, мать — медсестрой. Джеймс оказался слишком слабым и болезненным, чтобы работать на заводе, и некоторое время работал сапожником. Благод
аря хорошему почерку он сумел заработать на обучение в местной художественной школе.
В октябре 1915 года Уэйл был призван в действующую армию в чине лейтенанта. В августе 1917 года он попал в плен и был помещён в лагерь для военнопленных, где внезапно увлёкся постановкой любительских пьес.
Пос
ле окончания войны он вернулся в Бирмингем и начал работать в театре. В 1928 году впервые проявил себя как режиссёр при постановке пьесы Р. С. Шеррифа «Конец пути», в которой главную роль сыграл молодой Лоуренс Оливье. Постановка пользовалась большим успехом и вскоре была перенесена в лондонский Вес
т-эндский театр, где выдержала 600 представлений. Уэйл вскоре получил предложение поставить версию спектакля на Бродвее и сделать его экранизацию в Голливуде (Journey’s End, 1930).
Затем Уэйл работал постановщиком диалогов на съёмках фильма Говарда Хьюза «Ангелы ада» (Hell’s Angels, 1930), постав
ил известнейший фильм «Мост Ватерлоо» (Waterloo Bridge, 1931), после чего принял предложение стать режиссёром «Франкенштейна» (Frankenstein, 1931).
Работа Уэйла над этим фильмом и его продолжением «Невеста Франкенштейна» (Bride of Frankenstein, 1935) давно обросла легендами, которые лишь частично
правдивы. Можно считать точно установленным, что именно Уэйл предложил малоизвестному актёру Борису Карлоффу роль Чудовища и тем самым изменил и его жизнь, и весь жанр фильмов ужасов.
На волне грандиозного успеха «Франкенштейна» Джеймс Уэйл ставит фильмы «Старый тёмный дом» (The Old Dark House,
1932) по роману Джона Бойнтона Пристли и «Человек-невидимка» (The Invisible Man, 1932), экранизацию одноимённого фантастического романа Герберта Уэллса. В последнем он отдаёт главную роль малоизвестному актёру Клоду Рэйнсу, тем самым запустив ещё одну «звёздную» голливудскую карьеру.
«Невеста Фра
нкенштейна» становится последним фильмом ужасов Уэйла. До ухода на покой в 1949 году он поставил как режиссёр несколько фильмов других жанров, однако ни один из них не приблизился к успеху его работ 1930-х годов. Самой известной из его последующих работ считается фильм «Человек в железной маске» (Th
e Man in the Iron Mask, 1939) по мотивам произведений Александра Дюма.
Постановочная манера Уэйла сочетала театральную выверенность и редкое в те времена умение работать с движущейся камерой (в этом на него сильно повлияли работы Мурнау), он тонко умел соединять в одном кадре метафоричность и реа
лизм. Многие съёмочные и постановочные приёмы, использованные им при работе над «Франкенштейном», признаны классикой кинематографа. Особой его заслугой является привнесение в фильм ужасов элементов комедии - этот приём проявился в «Человеке-невидимке» и особенно выразителен в «Невесте Франкенштейна»
Уйдя на покой, Джеймс Уэйл вёл относительно уединённый образ жизни, особенно после того, как перенёс несколько серьёзных сердечных приступов. 29 мая 1957 он покончил жизнь самоубийством, утопившись собственном в бассейне. В его предсмертной записке было сказано: «Дальнейшее — только старость, б