В наше время редкий приключенческий фильм или боевик обходится без щедрой доли специальных компьютерных эффектов. Начало же активному использованию анимации вообще и анимации в обычных фильмах в частности было положено в 1900-м, Джеймсом Стюартом Блэктоном.
Англо-американский кинопродюсер, создатель первого кинофильма, включавшего в себя анимационные вставки и записанного на обычную пленку. Эта картина – 'Очарованный рисунок' ('Enchanted Drawing') 1900-го – принесла Блэктону звание 'отца американской мультипликации'.
Родился Джеймс в Шеффилде, Йоркшир, Англия (Sheffield, Yorkshire, England); в 10 лет семья его переехал в Штаты. Работу себе Блэктон нашел в газете 'New York Evening World'; по долгу службы он исполнял обязанности художника и журналиста.
В 1896-м Блэктону довелось взять интервью у самого Томаса Эдисона (Thomas Edison) – тот как раз явил миру один из первых кинопроекторов в истории, 'Витаскоп' ('Vitascope'). Блэктон активно интересовался техническими аспектами изготовления фильмов; Эдисон счел, что близкий контакт с прессой пойдет ему и его делу только на пользу и привел журналиста в 'Black Maria' – специальное место, использовавшееся для подготовки фильмов. Изготовленный Эдисоном фильм впечатлил Блэктона и его партнера Смита (Smith); изобретатель даже сумел продать журналистам 10 фильмов (в том числе, и свежеизготовленный) и действующий 'витаскоп'.
Покупки свои Смит и Блэктон тут же принялись использовать по назначению; демонстрация фильмов желающим за плату оказалась довольно прибыльным предприятием. Логическим продолжением выглядело создание собственных фильмов; именно так была создана 'American Vitagraph Company'.
Блэктон в новой компании исполнял великое множество обязанностей – он был одним из её руководителей, продюсером, режиссером, сценаристом и даже актером (многим запомнился сыгранный им в серии короткометражных картин 'веселый хулиган').
Доходы продолжали расти; Блэктон решил, что настало время для экспериментов – и начал пробовать силы в разработке анимационных роликов. Началось все с картины 'The Enchanted Drawing' – формально датировавшейся 1900-м, однако изготовленной, скорее всего, годом раньше. В этой картине Блэктон сначала рисует лицо, несколько сигар, бутылку вина – а затем убирает вино и сигары, будто бы они являются настоящими объектами. Лицо на удаление алкоголя и табака реагирует соответствующим образом. Снималась эта картина в покадровом стиле – мелкие изменения в рисунок вносились после остановки камеры, после чего съемка возобновлялась.
Со временем Блэктон понял, что куда большие перспективы ему сулят иные подходы рисованию. Он экспериментировал с кукольной анимацией и пробовал комбинировать её с анимацией обыкновенной. Находилось в картинах Блэктона место и традиционным спецэффектам – так, проделки духов в картине 'Гостиница с приведениями' ('The Haunted Hotel') изображались с помощью проволоки и прочих подобных техник.
В 1917-м Блэктон ушел из 'Vitagraph'; в 1923-м он вернулся в качестве младшего партнера Альберта Смита (Albert Smith).
В 1925-м Смит продал компанию 'Warner Brothers' за сравнительно приличную сумму.
Неплохо дела шли и у Блэктона – вплоть до самого биржевого краха 1929-го, подчистую уничтожившего все его накопления. В дальнейшем Блэктон много странствовал, демонстрируя желающим старые фильмы и читая лекции об эпохе немого кино.
В 1941-м Блэктон погиб в дорожно-транспортном инциденте (его сбил автобус); тело Джеймса было кремировано.
Женат Блэктон был несколько раз; на момент смерти он состоял в четвертом браке – с актрисой Эванджелин Вуд (Evangeline Wood). Известно, что дочь Джеймса, Вайолет Вирджиния Блэктон (Violet Virginia Blackton) некоторое время состояла в браке с писателем Корнеллом Вулричем (Cornell Woolrich).