Был Джеймс Мур победителем самой первой велогонки в мире или нет – вопрос, остающийся открытым до сих пор. Доподлинно известно, что Муру довелось принять участие в одной из первых гонок в мире – и многим запомнилось его блестящее выступление на гонке Париж-Руан; впрочем, даже если победа Мура первой в мире и не была, на славу велосипедиста это уже не повлияет.
Джеймс Мур (James Moore, 14.01.1849 – 17.07.1935) – английский велосипедист. Во многих источниках называется победителем первой официальной велосипедной гонки в мире; на самом деле, утверждение это, скорее всего, ошибочно.
Родился Мур в Лонг-Брэкленд, Саффолк, Англия (Long Brackland, Suffolk, England). Когда мальчику было всего 4, семья его по некоей неизвестной причине переехала в Париж (Paris). Здесь Джеймс подружился с семейством кузнецов Мишо (Michaux); позже именно один из Мишо додумался снабдить велосипед педалями. Известно, что у Мура уже в 1865-м был велосипед работы Мишо. Первый его 'конь' по современным меркам покажется совершенно не пригодным для езды – велосипеды тех времен именовались 'костотрясами' отнюдь не случайно. Джеймсу, однако, двухколесный транспорт пришелся по вкусу – он использовал его для выполнения различных поручений отца и явно получал от езды немалое удовольствие.
К 1868-му Джеймс уже числился в составе местного велоклуба; 31 мая 1868-го он принял участие в своих первых гонках. Именно эти гонки нередко называют первыми официальными гонками в истории всего велоспорта; утверждение это, однако, истине не соответствует – Кейзо Кобаяши (Keizo Kobayashi) в своих работах отмечал, что Мур выступил лишь во второй гонке того дня (причем даже не самой важной из устроенных в рамках мероприятия).
Прославившая Джеймса гонка проходила в парижском парке Сен-Клод (Saint-Cloud); гонщикам предстояло проехать дистанцию в 1200 метров по гравийной дорожке. Попробовать свои силы хотели многие – в те времена в Париже велосипеды были довольно популярными, да и соревнования разного рода традиционно пользовались большим успехом. Джеймс вырвался вперед уже на середине дистанции; скорость он развил воистину впечатляющую и к финишу пришел через 3 минуты 50 секунд.
Гонка в парке Сен-Клод прогремела не только на весь Париж – слухи о ней прошли по всей Европе; вскоре аналогичные мероприятия были организованы и в других столицах. Велосипед, на котором свою победу одержал Мур, до сих пор красуется музее города Или, Кембриджшир (Ely City Museum, Cambridgeshire); интересно, что немалая его часть – считая и сами колеса – выполнена из дерева.
На протяжении всей своей жизни Джеймс Мур искренне верил, что выиграл первую велосипедную гонку в мире; позже, однако, это было опровергнуто. Кейзо Кобаяши установил, что до Сен-Клода во Франции прошло минимум 5 велосипедных состязаний – и тот факт, что они не получили столь широкой огласки, вовсе не дает Муру права именоваться первым.
Более того, даже 31 мая 1868-го Джеймс победил вовсе не в первой гонке – первым состязанием мероприятия был заезд на 1 километр на велосипедах с колесами диаметром меньше метра. В этом состязании выступило 7 гонщиков; первое место получил некто Эдуард-Шарль Бон (Edward-Charles Bon). Главным мероприятием дня стал большой заезд на золотую медаль всего турнира; здесь победа досталась некоему Полонини (Polonini). По мнению многих историков – в первую очередь, того же Кобаяши – звание победителя первой крупной велосипедной гонки в мире должно было достаться либо Бону, либо Полонини.
Успех мероприятия вдохновил организаторов на запуск более крупного проекта – и 7 ноября 1869-го состоялся заезд на 130 километров, из Парижа в Руан (Rouen). Мур принял участие и в этом мероприятии – и вновь одержал убедительную победу. Финишировал он за 10 часов 25 минут; средняя скорость в 13 км/ч – по нынешним меркам несерьезная – объяснялась плохим состоянием дорог, очень тяжелым велосипедом и отсутствием шин как таковых.
Во время франко-прусской войны Мур работал в скорой помощи; позже он устроился в французский центр подготовки скаковых лошадей. В 1945-м Джеймс удостоился звания кавалера ордена Почетного Легиона (Chevalier de la Légion d'Honneur).
До самого конца дней своих Мур активно занимался спортом. Когда именно он вернулся в Британию, точно неизвестно; неизвестно по сей день и точное место захоронения тела велосипедиста.