Джеймс-Кларк Росс (1800- 1862) принимал участие в семи арктических экспедициях, но прославился главным образом тремя экспедициями в Антарктику. Во время своего первого путешествия он открыл путь в Антарктиду, которым после него пользовались многие исследователи и который до сих пор считается самым удобным.
Джеймсу Россу было всего двенадцать лет, когда он попал во флот под начальство своего дяди, капитана Джона Росса (1777-1856). Ему было восемнадцать лет, когда Джон Росс впервые отправился в Арктику. Молодой Джеймс Росс сопровождал его на корабле "Изабелла", обошел с ним Баффинов залив и с ним же исследовал часть Баффиновой Земли. В то время капитан Джон Росс не имел еще опыта в ледовых плаваниях, поэтому он не решился войти в пролив Ланкастер, думая, что в нем есть мели, и вернулся домой, не узнав ничего интересного. Но молодой Джеймс Росс уже успел повидать айсберги и ледяные поля, испытать борьбу со штормами, туманами и сильными течениями.
Через год Джеймс Росс снова оказался в Арктике и наконец попал в пролив Ланкастер с экспедицией Парри. Корабли Парри прошли дальше в пролив Барроу, обследовали берега островов Баттерст и Мелвилл и зазимовали около южного берега Мелвилла.
Парри едва успел дописать отчет о своем путешествии, как ему пришлось снарядить два корабля - "Фыори" и "Гекла" - для новой экспедиции. Молодой Росс снова поехал с ним. В этот раз они открыли пролив, отделяющий Баффинову Землю от полуострова Мелвилл, и назвали его проливом Фьюри и Гекла.
В 1824 году Джеймс Росс в третий раз поехал с Парри. Они пытались пройти на запад проливом Ланкастер, но ледовые условия были неблагоприятны, и им мало что удалось сделать. В дороге "Фьюри" потерпел аварию. В течение двадцати пяти дней команда всячески пыталась спасти корабль, но в конце концов вынуждена была его покинуть.
В 1829 году Росс снова плавал под командой своего дяди. Но на этот раз он уже выполнял ответственную и самостоятельную работу. Экспедиция отправилась на крохотном суденышке "Виктори", снабженном гребным колесом и маленькой паровой машиной. Это была первая слабая попытка использовать механический двигатель на экспедиционном судне, но машина вскоре вышла из строя. "Виктори" проникла в пролив Принца-Регента вблизи места гибели "Фьюри". Полуостров, вдоль которого они плыли, Росс назвал Бутией - в честь Феликса Бута, давшего денег на экспедицию. Джеймс Росс совершил вылазку на берег этого полуострова и впервые определил местоположение Северного магнитного полюса. Он же открыл Землю короля Уильяма.
Экспедиция провела в этом районе четыре зимы подряд. Льды повредили корабль, и его пришлось покинуть. Люди вышли к проливу Ланкастер, где их подобрало китобойное судно и доставило в Англию.
В 1839 году Росс-младший был назначен командиром экспедиции, направлявшейся в южные полярные воды. В его распоряжение были предоставлены два старых военных судна: "Эребус" и "Террор". Они были тяжелы, тихоходны, но прочны, а прочность - весьма важное качество для плавания среди льдов.
"Эребусом" командовал Росс, "Террором" - Крозье. Целью экспедиции было изучение земного магнетизма путем производства большого количества измерений в высоких южных широтах. Адмиралтейство доверяло Россу и предоставило ему свободу в выборе маршрута. Росс был очень доволен тем, что, найдя Северный магнитный полюс, он имел теперь возможность искать Южный.
Он полагал, что подойдет к нему ближе всего, если обогнет с востока землю, которую видел Уилкс.
В январе 1841 года Росс встретил сплошной пак. Наступило испытание его находчивости, воли и опытности. Он решительно пошел вперед, ломая ледяное поле. Из описаний позднейших путешествий в Южном полярном бассейне видно, что с антарктическими льдами нелегко бороться даже пароходам, вооруженным мощными современными машинами, а суда Росса были парусными и не имели никаких вспомогательных двигателей. К тому же паруса были прямые, и это не позволяло идти под острым углом к ветру, что сильно ограничивало возможность лавирования.
Росс вошел во льды, из борьбы с которыми лишь немногие корабли выходили победителями. И его смелость была вознаграждена: прорвавшись через ледяное поле, он вышел на широкое пространство открытой oроды.
После этого он обогнул мыс Адэр, двинулся к югу от него, не встречая льда, и 28 января под 78° южной широты увидел две величественные снежные вершины, возвышавшиеся почти отвесно из льдов и моря. Это были вулканы, один из которых как раз в это время извергал пар, дым и пепел. Тяжелые черные тучи пепла висели над ослепительно белыми снежными полями и ледниками. Росс назвал эти горы Эребус и Террор - в честь кораблей, которые принесли его в этот удивительный уголок мира.
Вдоль берега тянулся колоссальный ледяной обрыв высотой от 45 до 75 метров. Это был край исполинского ледника, сползавшего в море. Впоследствии этот ледник назвали Барьером Росса.
Росс произвел магнитные измерения и исследовал берег открытого им моря. Его наблюдения и расчеты показали, что Южный магнитный полюс лежит недалеко от берега, внутри страны, защищенной ледяным барьером, горами и ледниками. Росс объехал море, которое теперь носит его имя. С юга оно было ограничено гигантским ледяным барьером- стеной, тянувшейся на 500 километров. В январе 1841 года Росс добрался до 78°4' южной широты, но ему никак не удавалось преодолеть барьер. Он не нашел также ни одного подходящего местечка для зимовки. Тогда он снова повернул на север, пробился через пак и привел корабли к острову Тасмания.
Росс еще два раза пытался приблизиться к Южному магнитному полюсу. Вторая попытка была сделана в 1842 году. На этот раз Росс подошел к берегам Антарктиды на 2200 километров восточнее, чем во время первой экспедиции. Ледовые условия не благоприятствовали путешествию, и он продвигался долго и медленно. Тем не менее он побил свой собственный рекорд.
В наши дни нелегко представить себе все трудности, которые встретил Росс во время своих антарктических путешествий. Россу дважды пришлось встретить смерть лицом к лицу, но оба раза он с большой находчивостью вышел из опасного положения. Однажды, когда корабли Росса пробирались через ледяные поля, их застигла ужасная буря. Как бы ни был силен ветер, сплошной пак не дает волнам разбушеваться. Но теперь пак был раздроблен и состоял из отдельных огромных льдин. Тяжелые льдины угрожали стереть все на своем пути.
Росс рассказывал позднее, что когда его корабли поднимались на гребнях волн, между ними оказывалась пропасть, которая кишела ударявшимися друг о друга льдинами. Казалось, что корабли вот-вот ринутся в эту пропасть и столкнутся. Однако волна прокатывалась, суда оказывались на противоположных сторонах ее, и с палубы одного корабля видны были лишь верхушки мачт другого.
Корабли настолько потеряли управляемость, что их не удавалось даже отвести друг от друга на безопасное расстояние. Вследствие ударов об лед у обоих были сильно повреждены рули. Когда буря наконец стихла, суда подошли к противоположным сторонам большой плоской льдины и плотно пришвартовались к ней. Плотники и слесаря сняли рули и один из них исправили, а другой заменили новым. Кроме того, во время стоянки у этого своеобразного плавучего дока были изготовлены запасные рули на случай новой аварии.
В другой раз, когда оба корабля мчались в сумерках, подгоняемые бурей, внезапно перед ними выросла громадная ледяная стена.
Быстро нарастал рев и грохот прибоя. Росс положил "Эребус" на левый галс и пошел как можно круче к ветру. Он уже думал, что маневр удался, когда из темноты вдруг вынырнул "Террор", несшийся прямо на него.
На "Терроре" тоже заметили ледяную гору, но, не разобрав точное положение "Эребуса", попытались обойти айсберг правым бортом, то есть пошли как раз навстречу "Эребусу". Росс быстро положил судно на другой галс, но столкновения уже нельзя было избежать. Корабли ударились друг о друга с большой силой. "Эребус" потерял бушприт, верхушку передней мачты и еще несколько снастей. Удар был так силен, что лапа якоря, висевшего у борта "Эребуса", пробила его прочную обшивку и целиком вошла внутрь.
После столкновения снасти обоих кораблей перепутались и сцепились. Ни один из них не мог маневрировать. Каждая проходящая волна толкала их друг на друга. Непрерывно слышался треск ломаемых брусьев и раздавливаемых шлюпок. А буря все время гнала сцепившиеся суда туда, откуда доносился грозный вой прибоя. Наконец они расцепились.
"Террор", который меньше пострадал, вновь попытался обойти айсберг. "Эребус" же не мог развернуться, так как ледяная гора была уже совсем близко. Тогда Росс попытался снова поймать ветер. Это ему удалось, и с помощью откатывающихся волн прибоя он отвел корабль немного назад, избежав серьезного столкновения с айсбергом. Однако долго так держаться было невозможно. Вдруг Росс заметил промежуток в ледяной стене. В сгустившемся мраке видна была только черная щель, но он надеялся, что за ней скрывается полоса чистой воды, разделяющая два айсберга. Он решил воспользоваться последней надеждой на спасение и, поставив паруса полнее к ветру, устремился в узкое темное пространство. Его расчет оказался верным: расщелина имела выход, перед ним были две ледяные горы. Благодаря удивительному присутствию духа капитана и исключительно напряженной работе всей команды "Эребус" благополучно прошел через узкий проход, который только в три раза был I шире корабля. Волны и брызги окатывали палубу от носа до кормы.
Избавившись от ледяных гор, Росс быстро зажег сигнальные огни, чтобы узнать, что случилось с "Террором". Прошла минута томительного ожидания, и вдали загорелся ответный огонь. "Террор" успел повернуть против ветра и обойти айсберги.
Плавание Росса в полярных водах продолжалось четыре года. Россу цивилизация обязана открытием в Антарктиде Моря Росса и Земли королевы Виктории. 2 сентября 1843 года он вернулся в Англию, причем весь экипаж его был здоров, лишь один матрос погиб во время бури у мыса $ Горн. По возвращении Росс был представлен к званию рыцаря.
Так как Росс не собирался больше путешествовать, ему было приказано передать оба корабля Франклину для поисков Северо-западного прохода.
Во время этих поисков Франклин вместе со всеми своими спутниками исчез во льдах Арктики. Шли годы, а о пропавшей экспедиции ничего не было слышно. Россом все больше и больше овладевало беспокойство. Он чувствовал необходимость что-либо предпринять для розысков чело-! века, который в свою бытность губернатором Тасмании много ему помогал. Он не забыл, как они вместе стояли на палубе "Эребуса" в Хобарте и [ с каким интересом Франклин слушал его рассказы об Антарктике.
В 1848 году Джеймс Росс первый снарядил спасательную экспедицию на корабле "Энтерпрайз". Через два года правительство призвало на помощь старого Джона Росса, который тотчас же отправился на поиски. Ему было тогда уже семьдесят три года.
К этому времени оба Росса побывали и в Арктике и в Антарктике и немало потрудились над усовершенствованием карты обеих этих областей. Однако природа с величайшей неохотой открывала свои тайны. Северные ледовые походы всегда были сопряжены с крайней опасностью ,'. для жизни. Печальная судьба Джона Франклина служит еще одним тому подтверждением.