Популярные личности

Джеймс Грейтхед

Английский инженер-строитель родом из Африки
На фото Джеймс Грейтхед
Категория:
Дата рождения:
1844-08-06
Место рождения:
Грэхэмстаун, Южная Африка
Дата смерти:
1896-10-21
Место смерти:
Стритхэм, Лондон, Великобритания
Гражданство:
Великобритания
Читать новости про человека
Биография

Кто создал круглый проходческий щит

Грейтхед – гражданский инженер, настоящий отец проходческих технологий, наиболее известный за строительство железнодорожных путей Лондонского метро (London Underground).


Джеймс Генри Грейтхед родился 6 августа 1844-го, в Грэхэмстауне, Южная Африка (Grahamstown, South Africa), в семье с английскими корнями. Его дед эмигрировал в Африку в 1820-м. Джеймс учился в Колледже Сент-Эндрю (St Andrew's College) и частном епархиальном колледже в Кейптауне (Cape Town). После переезда в Англию (England) в 1859-м, Грейтхед вплоть до 1863-го продолжал свое обучение.

После краткого посещения родного континента Грейтхед обосновался в Лондоне в 1864-м, чтобы три года перенимать опыт у инженера-строителя Питера Барлоу (Peter W. Barlow). Какое-то время Грейтхед был помощником инженера в железнодорожной компании 'Midland Railway', на путях между Бедфордом (Bedford) и Лондоном. На этом этапе он работал с братом Барлоу, Уильямом Генри Барлоу (William Henry Barlow).

В 1896-м он вернулся к Питеру, и они вместе начали работу над конструкцией под названием 'Тауэрский тоннель' ('Tower Subway'), второго тоннеля под Темзой (Thames) в центре Лондона. Барлоу отвечал за инженерные аспекты работы, а Грейтхед – рыл туннель при помощи проходческого щита. Этот щит, изготовленный самим Джеймсом, воодушевил его компаньона, который придумал и запатентовал 'круглый проходческий щит' в 1864-м и 1868-м.

Разработка получила название 'Щит Барлоу-Грейтхеда'; он состоял из железного цилиндра 2.21 м в диаметре, оснащенного винтовыми домкратами. Задействованный в работе щит продвигался вперед, раскапывая забои, и за ним начинался процесс чугунной обделки туннеля, что само по себе уже было инновационной идеей. Грейтхед запатентовал многие из своих улучшений, в том числе использование сжатого воздуха и силовое продвижение гидравлическими домкратами. Дж

еймс также был консультантом в работе по строительству 'Тоннеля Блэкуолл' ('Blackwall Tunnel').

В 1873-м Грейтхед стал постоянным инженером на линии лондонского метрополитена Хаммерсмит (Hammersmith extension railway) и железной дороги Ричмонд (Richmond extension) компании 'Metropolitan District Railway'. Он занимал этот пост четыре года. Затем он помогал с подготовительными работами в строительстве линий 'Regents Canal Railway' (1880-й), 'Metropolitan Outer Circle Railway' (1881-й) и новой линии 'London-Eastbourne'. Кроме этого, Грейтхед принял участие в жизни нескольких узкоколейных железных дорог в Ирландии (Ireland) в 1884-м.

Позднее Джеймс был назначен инженером первой в мире подземной электрической ж/д – Южной Лондонской железной дороги (City and South London Railway) (ныне часть Северной линии), когда та была открыта в 1890-м. В 1888-м он стал работать бок о бок с гражданским инженером Дугласом Фоксом (Douglas Fox) на Надземной железной дороге Ливерпуля (Liverpool Overhead Railway) и с У.Р. Гэлбрейтом (W.R. Galbraith) на линии Дрейн (Drain/Waterloo & City Railway). Наконец, его последним рабочим местом стала Центральная железнодорожная сеть Лондона (Central London Railway), где ему помогали Джон Фаулер (John Fowler) и Бенджамин Бейкер (Benjamin Baker).

Джеймс Генри Грейтхед умер 21 октября 1896-го, в Стритхэме, Лондон (Streatham, Lon.). В январе 1994-го на пути группы станций Бэнк-энд-Моньюмент (Bank-Monument station), недалеко от лондонской Королевской биржи (Royal Exchange), был возведен памятник инженеру. Торжественно открытый лондонским мэром, памятник Грейтхеда расположен на постаменте, скрывающем вентиляционную шахту метро



Поделиться: