Американский писатель детективного жанра и эссеист прославился 'телеграфным' стилем своих последних книг – короткие предложения, пропуски слов-связок – а также насыщенными сюжетами и жестоким пессимизмом, хотя и высокой моральностью своего мировидения. За что поклонники прозвали его 'Демоническим псом' - впрочем, нельзя сказать, чтобы Эллроя это обижало.
Эллрой родился в Лос-Анджелесе, штат Калифорния, но вскоре после развода родителей вместе с матерью, Женевой Хилликер, оказался в городе Эль-Монте того же штата.
Когда мальчику было 10 лет, его мать убили. Полиция так и не нашла виновных.
Убийство матери, как и еще одно событие юности Эллроя, хотя и не такое драматическое, подаренная отцом книга 'Значок' (истории 'из жизни' полиции Лос-Анджелеса), оказало огромное влияние на будущее Джеймса.
Эллрой оказался в состоянии глубочайшей депрессии; для полного выхода из нее потребовались годы. Он бросил школу, подростком, да и дальше, когда ему было уже за двадцать, много пил и часто совершал не очень серьезные правонарушения (обычно воровство), периодически оказывался на улице. Затем попал в тюрьму, еле пережил пневмонию – и сменил образ жизни: бросил пить и воровать, начал работать подносчиком клюшек для гольфа, что, по его словам, было неплохим занятием: денег хватало на жизнь, а времени – на писательские опыты. Эту работу Эллрой бросил не раньше, чем вышла пятая из его книг.
При этом первая из них, 'Реквием мафии', детектив, основанный на опыте работы Эллроя подносчиком клюшек, вышел в 1981-ом. За
тем были 'Clandestine' и 'Silent Terror', а также трилогия о Ллойде Хопкинсе.
Этого хватило, чтобы стать известным писателем, но настоящая слава пришла после выхода четырех книг 'Лос-Анджелесского квартета' – 'Черная орхидея', 'Город греха', 'Секреты Лос-Анджелеса' и 'Белый джаз'. Эллрой в этих книгах перешел от модернизма к постмодернизму, например, к таким приемам, как сочетание созданной воображением автора истории двух полицейских, работающих по делу об убийстве Элизабет Шорт, совершенно реальному, в романе 'Черная орхидея'.
Потом была трилогия 'Underworld USA' – книги о секретах американской истории ХХ века. 'American Tabloid', первый роман серии, стал бестселлером №1 по версии журнала 'Times' (1995 год), бестселлером стала и вторая книга, 'The Cold Six Thousand'. Какая судьба ждет третью, 'Blood's a Rover', скоро узнаем: она появится в продаже 22 сентября 2009 года.
После публикации 'American Tabloid' слава писателя выросла настолько, что положение стало обязывать к написанию мемуаров. Их центром стало убийство матери Эллроя (напомним, убийцу так и не нашли, а внимание общественности в то время было целиком и полностью приковано к другому
убийству – Дж.Стомпанато). Джеймс 15 месяцев провел в полицейских архивах, но потом прекратил работу, посчитав, что виновные уже и так должны были к этому времени умереть.
По нескольким романам Эллроя были поставлены фильмы – это 'Blood on the Moon' (название фильма – 'Полицейский'), 'Секреты Лос-Анджелеса', 'Реквием мафии', Killer on the Road/Silent Terror (фильм назывался Stay Clean) и 'Черная орхидея'. Каждый раз сценарий дорабатывали другие писатели, и ни один из фильмов, кроме 'Секретов Лос-Анджелеса', Эллрою не понравился. Правда, и о 'Секретах Лос-Анджелеса', поначалу вызвавшим его восторг, писатель позднее отзывался все прохладнее – в том тоне, что это лучшее из всех его профессиональных достижений, к которому он не имел отношения, и больше такого не повторится.
В 2008 году Эллрой впервые сам поработал над сценарием полностью оригинального фильма 'Короли улиц', однако впоследствии своих мыслей ни о сценарии, ни о фильме никому не открыл.
Осталось рассказать о личной жизни мастера детективного жанра. Он был женат дважды, второй раз – с середины 1990-х гг. на Хелен Кнод, в 2003 написавшей роман 'The Ticket Out'. После свадьбы Хелен и Джейм
с переехали из Калифорнии в Канзас-Сити, однако в 2006 развелись, после чего Эллрой немедленно вернулся в Лос-Анджелес.
Джеймс Эллрой живет почти что отшельником, не дружит с современной техникой, не смотрит телевизор, не читает книг других авторов, опасаясь, что они могут повлиять на его стиль (исключение делается только для 'Лукового поля' Джозефа Вамбо), пишет от руки в блокнотах, а не на компьютере, и всегда в самом начале работы над новой кигой создает ее план.
Кроме того, Эллрой – фанат полиции Лос-Анджелеса (интересно, что мнение его о скандалах, связанных в последнее время с полицией, почти всегда одинаково: 'СМИ преувеличивают'). Еще он любит эпатировать слушателей, читателей и зрителей нигилизмом и превознесением собственной персоны в публичных выступлениях (так, однажды в интервью 'New York Times' он заявил, что является величайшим мастером детективного жанра – он значит для детектива то же, что Толстой для русской литературы и Бетховен для музыки).
Впрочем, в отношении Эллроя никогда не ясно, где заканчивается его настоящее мнение и начинается игра на публику.
Но это публике нравится. И еще больше ей нравятся книги Джеймса Эллроя.