Он возглавлял Великую северную железную дорогу (Great Northern Railway или GN), семейную компанию, которая обслуживала значительные территории Среднего Запада, северные области Великих равнин и северо-западную часть Тихоокеанского побережья. Из-за огромных размеров этого региона и экономического господства железных дорог Хилла над конкурентами, еще при жизни Джеймса Джерома Хилла прозвали Строителем Империи.
Хилл родился 16 сентября 1838 года в местечке Эрамоса (Eramosa), которое сегодня находится на территории провинции Онтарио, Канада (Ontario, Canada). Несчастный случай во время детской игры с луком и стрелами лишил его зрения на правый глаз. Хилл учился в частной школе для мальчиков Rockwood Academy, получив право бесплатного обучения. В 1952-м умер его отец, и Джеймс был вынужден оставить школу. Он прекрасно успевал по алгебре, геометрии, землеустроению и английскому языку. Особые таланты в английском и математике сыграют позже решающую роль в его жизни.
В 18 лет Хилл решил навсегда обосноваться в США. Он переехал в Миннесоту и устроился бухгалтером в пароходстве. К 1860 году
Хилл отвечал за оптовые поставки бакалеи и изучил все особенности грузовых перевозок по воде и железным дорогам. В это же время он решил начать работать на самого себя, рискнул и не проиграл, получив несколько контрактов на поставки разных товаров, которые принесли ему отличную прибыль. Опыт предыдущей работы помог ему устроиться на рынке пароходных грузовых перевозок и рынке угольного топлива. К 1979 году 40-летний Хилл стал местным монополистом в добыче антрацита, подмял под себя пароходные компании и стал членом совета директоров нескольких крупных банков.
Хилл прекрасно понимал, что будущее грузовых перевозок принадлежит железным дорогам. Во время экономического кризиса 18
73 года часть местных железнодорожных компаний обанкротилась. Это был отличный шанс для предприимчивого Хилла, который не побоялся найти дополнительных инвесторов, выкупить разорившиеся компании и значительно расширить их, докупив права на Северную тихоокеанскую железнодорожную сеть. В мае 1879-го Хилл стал генеральным менеджером всего предприятия, а его главной задачей стало расширение владений, модернизация оборудования и подавление конкурентов. Хилл лично ходил в экспедиции для поисков оптимального маршрута для новых линий. Под его руководством компания процветала, а личное состояние Хилла за пять лет увеличилось с 728 тысяч долларов до 25 миллионов.
В январе 1893 года Хилл
тал владельцем первой трансконтинентальной железной дороги, которую сооружал только что не своими руками, обходя всевозможные препятствия – и ограничения правительства, и стычки с индейцами, и геологические сложности в Скалистых горах, а к началу нового века он полностью построил свою империю. К моменту его смерти в 1916 году состояние Джеймса Дж. Хилла превышало 53 миллиона долларов, что в пересчете на 2007 год составило бы почти 2,5 миллиардов долларов США.
В 1867 году Хилл женился на уроженке Нью-Йорка Марии Терезе Миган (Mary Theresa Mehegan), которая была младше его на 8 лет. У Хиллов родились 10 детей, 7 дочерей, старшая из которых умерла в младенчестве, и 3 сыновей.
о политическим убеждениям Хилл принадлежал к консервативным демократам. Разбогатев, он стал страстным коллекционером предметов искусства и меценатом. Большая часть его выдающейся коллекции была затем передана Институту искусств Миннеаполиса (Minneapolis Institute of Arts).
Железнодорожный магнат Джеймс Джером Хилл умер 29 мая 1916 года, в возрасте 77 лет, в своем доме в городе Сент-Пол, Миннесота. Жена пережила его на шесть лет и была похоронена рядом с мужем, на берегу озера Плизант на их семейной ферме. Позже могилы были перенесены на городское кладбище.
Считается, что Хилл послужил прототипом для Натаниэля Таггарта в романе Айн Рэнд 'Атлант расправил плечи' (Atlas Shrugged)