БРУКС, ДЖЕЙМС Л. (Brooks, James L.) (р. 1940), североамериканский кинорежиссер, сценарист, продюсер.
Родился 9 мая 1940 в Норт Берген, штат Нью-Джерси, США. Создал на телевидении как автор идеи и продюсер популярные сериалы "Комната 222" (1969), "Шоу Мэри Тайлер Мур" (1970) и "Такси" (1978). В 1983 выступает в роли режиссера, продюсера и сценариста фильма "Слова нежности", ставшего одним из самых неожиданных хитов 1980-х. Причина успеха, возможно, в том, что эпические жизнеописания американских семей на американском ТВ и в Голливуде снимали много, но фильмы были либо о кланах миллионеров, или о выдающихся людях. О простых обывателях Америки эпосы не снимали. В эпоху 'рейгановского' кинематографа, когда Голливуд обратился к простому человеку и превратил его в героя-оптимиста, преодолевающего любые трудности, фильм Брукса пришелся очень кстати. Теплая, хотя скучная и чересчур сентиментальная история о вдове и ее дочери, об их отношениях с мужчинами, их месте и отношении к жизни понрав
илась зрителям. По итогам проката 1983 фильм "Слова нежности" занял второе место и получил пять главных 'Оскаров' - за лучший филь (продюсер Брукс), режиссуру, актрису (Ширли Маклейн), адаптированный сценарий (Брукс), актер второго плана (Джек Николсон). Фильм наполнен остроумными ситуациями, в которые иногда попадают герои. Помимо действительно великолепных Маклейн и Николсона (неподражаемого в роли бывшего астронавта, бабника и пьяницы) здесь очень хорошо играют Дэнни Де Вито, Дебра Уингер, Джон Литгоу, Джефф Дэниелс. Брукс не делает своих героев стопроцентно хорошими людьми, у них у всех много недостатков.
Получив лично трех 'Оскаров', Брукс только через четыре года выпустил новый фильм - комедию "Программа новостей". На этот раз его герои - работники телеиндустрии, два ведущих новостей (Уильям Херт и Альберт Брукс) и одна женщина-продюсер (Холли Хантер). Ведущие влюблены в пр
одюсера и ведут борьбу за ее сердце, не забывая о работе. Брукс - мастер диалогов, с любовью, теплотой и юмором рассказывающий о простых людях. Таким успехом, как "Слова нежности", у зрителей фильм не пользовался, а вот индустрия приняла его на ура - он получил пять премий гильдии кинокритиков Нью-Йорка.
В 1989 делает, возможно, свое самое лучшее творческое решение в жизни - продюсирует анимационный телесериал "Симпсоны" о его любимых героях - простых американцах. Черты, достоинства и пороки простых жителей Штатов (да, собственно, в Симпсонах каждый житель планеты может найти что-то свое) доведены здесь до гротеска. Редкий балбес и тугодум, сотрудник атомной электростанции городка Спрингфилд Гомер Симпсон и члены его семьи (каждый из членов семейства, домохозяйка Марж и дети Барт, Лиза и младенец Мэгги - все гораздо умнее его главы) стали любимыми героями миллионов телезрителей п
о всему миру. Нельзя не отметить и уникальный второй план сериала: здесь действуют добрых полтора десятка постоянных персонажей, каждый из которых по-своему неподражаем, будь-то владелец атомной станции миллионер мистер Бернс, директор школы Скиннер (в переводе 'живодер'), учительница мисс Крапапл, хозяин магазина Апу и др. Они все - такие же живые и правдоподобные (а может, и более), как и герои кинокомедий Голливуда. "Симпсоны" - один из самых долгоиграющих сериалов в истории мирового телевидения. Кроме того, Брукс стал продюсером и двух кинохитов - комедий "Большой" (1988, режиссер Пенни Маршалл) и "Война супругов Роуз" (1989, режиссер Дэнни Де Вито), все о тех же любимых простых американцах. Но если "Большой" - это добрая и умная сказка с великолепной игрой Тома Хэнкса, то "Война супругов Роуз" - злая сатира на устои и правила американской семьи, блестяще разыгранная Майклом Дугл
асом и Кэтлин Тернер. Решившись вернуться к режиссуре, Брукс снимает мюзикл "Сделаю все для тебя" (1994) с Ником Нолтом в главной роли, но терпит полный провал. Через два года спродюсировал суперхит "Джерри Магуайр" (режиссер Кэмерон Кроу) с Томом Крузом в главной роли, очень похожий на фильмы, поставленные Бруксом как режиссером. Устав от цинизма своей работы, спортивный агент Джерри Магуайр (Круз в одной из своих лучших, самых раскрепощенных ролей) пишет воззвание к сотрудникам фирмы, где он работает, о том, что трудиться надо по справедливости, руководствуясь прежде всего моральными принципами. Его тут же увольняют. На предложение Джерри к своим бывшим коллегам пойти с ним в собственное дело откликается лишь несуразная секретарша (роль, принесшая популярность актрисе Рене Зеллвегер), живущая вдвоем с сыном. Вместе они пытаются сделать звезду американского футбола из невменяемого и
грока ('Оскар' за роль второго плана Кьюбе Гудингу-младшему). Получился умный, добрый и смешной фильм. Видя, как похожи фильмы Брукса-продюсера на фильмы Брукса-режиссера, можно предположить, что влияние, которое он оказывает на приглашенных им постановщиков, очень велико. Он - продюсер, использующий режиссеров для достижения своих художественных, а не коммерческих целей.
В 1997 режиссер снимает классический голливудский фильм: "Лучше не бывает". Основных персонажей - трое: популярный автор романтических историй Мелвин Юдалл (Джек Николсон) живет в хорошей квартире в престижном районе Нью-Йорка и ходит обедать в одно и то же кафе к одной и той же официантке (Хелен Хант). Официантка живет в бедном районе Нью-Йорка с больным сыном. Третий герой - художник-гомосексуалист, сосед Мелвина. Писатель, будучи патологически зловредным человеком, ненавидит практически все и особенно художни
ка и его собаку. Лишь к официантке он испытывает некое странное чувство, причину которого не в силах объяснить и сам. Все меняет случай - художника жестоко избивают и писателю приходится взять к себе его собачку. И тогда откровенный негодяй начинает понемногу преображаться - оплачивает дорогого врача для сына официантки, становится лучшим другом собаке и решается отвезти избитого художника к его родителям. Мастерски выписанный сценарий Брукса - основа для создания первоклассных актерских работ (Николсон сыграл одну из своих лучших ролей). Первую половину фильма, когда Николсон играет еще абсолютно злого героя, наблюдать за ним - ни с чем не сравнимое удовольствие. Бесподобен Грег Киннир в роли художника. Подлинное открытие фильма - актриса Хелен Хант, до этого известная как звезда телесериала "Без ума от тебя". Она играет человека умного, честного, самоотверженного, но утратившего на
дежду на личное счастье и с очень большим удивлением понимающего, что это счастье, может быть, и есть тот человек, который ходит к ней обедать. Фильм получил два заслуженных 'Оскара' - за мужскую (Николсон) и женскую (Хант) роли. Лишь спустя семь лет Брукс решает вновь сесть в режиссерское кресло. На этот раз он делает главной героиней комедии "Моя твоя не понимай" простую женщину-эмигранта из Мексики с ребенком, приезжающую в Лос-Анджелес и устраивающуюся домработницей в семью американцев (выступивший в непривычной для себя роли комик Адам Сэндлер и Теа Леони). Между нормальным общением и пониманием друг друга много помех - от расовых предрассудков до элементарного незнания языка. Но конечно же, все кончается хорошо. Как все кончается хорошо в мире, созданном режиссером и продюсером Джеймсом Л. Бруксом, в мире, где живут обычные люди, мечтающие о лучшем, мире, где нет зла и ненавист