Бернс – почетный профессор Уильямс-колледжа (Williams College) и заслуженный ведущий ученый Академии лидерства в Университете штата Мэриленд, Колледж Парк (James MacGregor Burns Academy of Leadership, University of Maryland, College Park). В 1971-м Бернс получил Пулитцеровскую премию и Национальную книжную премию за свою работу о 32-м президенте Америки, 'Roosevelt: The Soldier of Freedom' ('Рузвельт: солдат свободы'/'Франклин Рузвельт. Человек и политик').
Джеймс Макгрегор Бернс родился 3 августа 1918-го. Он заработал степень бакалавра в Уильямс-колледже и степень доктора философии (политология) в Гарвардском Университете (Harvard). Он также был студентом Лондонской школы экономики (London School of Economics). Бернс служил в армии, будучи одним из участников Тихоокеанского театра военных действий Второй мировой войны. Он был награжден Бронзовой Звездой и получил четыре боевых награды. Джеймс, собственно, не только воевал на полях брани, но и исполнял роль историка. Придерживаясь своего основного исследования, исследования лидерства, он заметил, что все разговоры велись об отличительных чертах и качествах офицеров, тогда как солдаты вообще не попали в контекст.
Бернс – член Американской академии искусств и наук (AAAS) и бывший президент Американской ассоциации политических наук (APSA) и Международного общества политической психологии (ISPP). Джеймс твердо придерживается иерархии системы ценностей. Он ставит общественные ценности на ве
рхушку своего иерархического строя. Фактически, Бернса можно назвать подписантом Декларации независимости, согласно которой человек имеет неотъемлемое право на 'свободу, жизнь и стремление к счастью'.
Среди основных направлений исследования лидерства Бернс изучал не только личные качества и действия великих людей мира сего, но и переключался на избирателей и их лидеров, работающих в направлении взаимной выгоды. Наибольшую известность Джеймс получил за свой вклад в теоретический анализ проблемы лидерства, конкретно, в такие области, как дальновидное руководство и трансформационное и транзакционное лидерство. Собственно, он и ввел понятие 'транзакционное руководство' в 1978-м.
Исследования Бернса по трансформационной теории лидерства сосредоточены на том, как лидеры пользуются властью. Трансформационная теория обращается к моральной стороне развития социальных ценностей и индивидуальных целей. Теория затрагивает один из самых фундаментальных вопросов: какова же конечная цель руково
дства и зачем необходимо становиться лидером? Трансформационное лидерство предлагает различные механизмы для усиления мотивации и морального духа, чтобы лидер рассматривался как образец для подражания. Трансформационный стиль руководства также предполагает содействие творческим и инновационным идеям. Минус состоит в том, что серьезная зависимость от мотивации влияет на неспособность работать в условиях чрезвычайной ситуации.
Джеймс выступает за отмену Двадцать второй поправки к Конституции Соединенных Штатов. Он считает, что эффективному президенту должно быть разрешено занимать свой пост три и более срока. В качестве примера Бернс приводит Франклина Рузвельта (Franklin Roosevelt), первого в истории США президента, который переизбирался на третий, а затем и на четвертый срок. Бернс в 1940-х был помощником Рузвельта в Белом доме и досконально изучил политическую кухню, что, естественно, помогло ему в работе над захватывающей своей интригой книгой 'Roosevelt: The Soldier of Freedom'.