Джеймса Балларда относят к наиболее заметным фигурам в литературе второй половины XX века. Английский писатель, автор многочисленных романов, романов и эссе вначале ассоциировался с так называемой 'новой волной' фантастов, представленной именами Олдиса и Муркока; впоследствии стиль его творчества стал тяготеть к постмодернизму. Последний период творчества, принесший Джеймсу Балларду всемирную известность, связан с созданием так называемых 'психопатологических триллеров', позже отнесенных литературоведами к жанру 'трансгрессивной фантастики', герои которой ломают общественные нормы необычными и не редко незаконными методами. Несмотря на шокирующее содержание многих своих произведений, Джеймс Баллард неоднократно удостаивался высоких наград, в том числе и премии Букера, 'Золотое перо', Премии Джеймса Тейта; он является почетным доктором нескольких университетов.
Джеймс Баллард родился 15 ноября в Шанхае. Его отец, химик по образованию, был руководителем и управляющим директором шанхайского отделения текстильной компании 'Calico Printers'. Ранние годы писателя прошли в шанхайском районе, где жили иностранцы; там же он начал обучение в школе. Начало второй японско-китайской войны заставило семью Баллардов в спешном порядке эвакуироваться, однако после захвата японцами Гонконга и оккупации Шанхая в 1943 году Джеймс вместе с родителями и младшей сестрой были размещены в лагере для интернированных лиц, в котором провели два года. Детские воспоминания писателя об этом периоде его жизни позднее будут положены в основу одного из его самых известных произведений - 'Импе
рия Солнца' (хотя своих родителей Джеймс в этой книге описывать не стал). Очевидно, что именно переживания военного времени и заложили основы 'апокалиптичности' творчества Балларда, его тенденции к описанию насилия и разрушения.
В конце 1945 года Эдне Баллард удалось вместе с детьми возвратиться в Англию. Они поселились в окрестностях Плимута, а Джеймс продолжил обучение в закрытой школе в Кембридже. Через два года мать и сестра вернулись к отцу в Китай, а будущий писатель остался на попечении бабушки и дедушки.
В 1949 году Джеймс начал изучать медицину в Королевском колледже Кембриджа, собираясь специализироваться в психиатрии. Знакомство с работами по психоанализу и работами художников-сюрреалисто
вдохновило студента-медика на собственное творчество.
В 1951 году он написал рассказ в стиле Хемингуэя под названием 'Мятежный полдень', который стал победителем студенческого конкурса криминальных историй и был опубликован в газете университета 'Varsity'. Вдохновленный этим успехом, Джеймс решил отказаться от изучения медицины и перевелся в колледж Королевы Марии, где занялся изучением английской литературы, однако его отчислили уже через год.
Баллард начал зарабатывать себе на жизнь, составляя объявления для рекламных агентств и торгуя книгами вразнос; при этом он продолжал писать рассказы, но так и не мог их опубликовать. В 1954 году Джеймса призвали в армию, где в составе английских ВВС он был
аправлен в Канаду. Именно во время военной службы Джеймс Баллард стал зачитываться американскими журналами, особенно публикующимися в них фантастическими рассказами, которые послужили источником вдохновения для него самого – именно во время военной службы он написал свой первый фантастической рассказ 'Паспорт в вечность'.
Через тринадцать месяцев службы, в 1955 году, Джеймс Баллард возвратился в Англию. Он поселился в Чизвике и женился на Хелен Мэри Метьюз. В 1956 году Баллард опубликовал свои первые рассказы 'Бегство' и 'Прима Белладонна', и вскоре стал постоянным автором журнала 'New Worlds'; кроме того, он стал помощником редактора научного журнала 'Химия и промышленность'. В то же время Джеймса по
прежнему привлекало искусство – он был активным участником зарождающегося движения поп-арт, принимал участие в организации выставок и даже сам выставлял на них свои коллажи.
В 1960 году семья Балларда, где уже подрастало трое детей, переехала в Лондон. Джеймс решил полностью посвятить себя карьере писателя, а для испытания своих сил он за две недели написал роман-катастрофу 'Ветер ниоткуда', к которому сам не отнесся серьезно и даже впоследствии не включал его в свою библиографию. Когда в 1962 году эта книга вышла из печати, Баллард уволился из 'Химии и промышленности'. Через год он издал роман 'Затонувший мир', после которого о нем заговорили как о писателе 'новой волны' и начали переиздавать его ран
ие рассказы.
В 1964 году жена Балларда внезапно умерла от пневмонии. Писатель до конца своих дней не смог оправиться от этого удара – он больше не женился (хотя через два года познакомился с Клэр Уолш, которая стала его близкой подругой, и в жилище которой он провел последние дни своей жизни). Переживания от потери любимой жены вылились в сборник рассказов 'The Atrocity Exhibition' ('Выставка жестокости'), который были опубликован в 1970 году и впоследствии неоднократно переиздавался, а также был экранизован в 2001 году. Эта книга принесла писателю мировую известность с привкусом скандальности: героями его рассказов стали патологические личности, одержимые идеями убийства и разрушения. Одна из глав 'Вы
тавки жестокости' носила название 'Crash!' (звук удара при столкновении автомобилей) и рассказывала о связи между сексуальными наклонностями и разрушением автомобилей; в этом же году Баллард организовал выставку разбитых машин. Продолжением развития этих идей стал следующий роман Джеймса Балларда - 'Crash' (в русском переводе 'Автокатастрофа, 1973 год).
Всего Джеймс Баллард является автором 17 романов и 18 сборников рассказов; шесть его произведений были экранизированы. В 2006 году у писателя была диагностирована последняя стадия онкологического заболевания, после чего он издал свою автобиографию под названием 'Miracles of Life' ('Чудеса жизни'). Смерть Джеймса Балларда наступила 19 апреля 2007 года