Популярные личности

Джеймс Ашшер

Ирландский англиканский архиепископ, богослов
На фото Джеймс Ашшер
Категория:
Дата рождения:
1581-01-04
Место рождения:
Дублин, Ирландия
Дата смерти:
1656-03-23
Гражданство:
Ирландия
Читать новости про человека
Биография

Биография

Ирландский англиканский архиепископ, богослов, историк-библеист и коллекционер исторических документов, один из основоположников библейской хронологии.


Родился в Дублине, там же стал пастором и университетским профессором богословия. С 1621 — епископ Мита, а с 1625 — архиепископ Армагский и глава англиканской церкви Ирландии. На этом посту активно преследовал католиков. Во время восстания ирландских католиков 1641 года Ашшер был смещён и бежал в протестантский Лондон, с тех пор всецело отдав себя научно-богословской работе. В это время он создал себе имя выдающегося учёного своего времени.

Значение Ашшера в том, что он одним из первых попытался применить методы научной хронологии к библейской истории, сопоставляя данные Библии с данными других источников; с помощью этих методов, Ашшер высчитал даты всех упоминающихся в Библии событий до сотворения мира включительно. Там, где данные Библии носили исторический характер, датировки Ашера в общем соответствуют ныне принятым в науке или близки к ним (например дата основания Иерусалимского храма — 1012 г. до н. э. — лишь на 50 лет старше ныне принятой); но там, где Ашшер опирается на данные мифологического характера, и его даты, естественно, мифичны. Это относится, разумеется, и к знаменитой дате сотворения мира — воскресенье, 23 октября 4004 г. до н. э. — служившей впоследствии неисчерпаемым поводом для иронии, хотя при её расчёте Ашшер опирался на достаточно строгую методику (он ней см. ниже). С другой стороны, Ашшер совершенно правильно указал на ошибку Дионисия Малого в вычислении Рождества Христова и отнёс это событие к 4 г до н. э. — последнему году царствования Ирода — мнение, разделяемое и современной наукой. Датировки Ашшера получили большую популярность, и английская Библия долгое время издавалась с примечаниями, основанными на его датировках; работы Ашшера продолжают переиздаваться и сегодня (The Annals of the World). По распоряжению Оливера Кромвеля прах Ашшера похоронили в Вестминстерском аббатстве. В Тринити-колледже, Дублин, именем Ашшера названа одна из университетских библиотек, где хранятся книги по истории, языкознанию и философии.

Методы Ашшера

Определить хронологию ранних времён (от Сотворения мира до эпохи Соломона) Ашшеру казалось делом наиболее лёгким, поскольку в Библии существуют «точные» хронологические указания: указаны годы жизни патрирахов и т. п. сведения (другое дело, что с современной точки зрения эти сведения неисторичны). Главная проблема виделась в том, что эти цифры различаются в двух версиях Библии — еврейской и Септуагинте, при чём различие даёт в сумме около 1500 лет; Ашшер принял «короткую» хронологию, основываясь на еврейской Библии.

Эпоха Израильского и Иудейского царств, от Соломона до разрушения Иерусалима Навуходоносором, представляла для Ашшера трудности из-за множества противоречий в источниках. Ашшер подошёл к вопросу с научной точки зрения, сопоставив библейские даты с датами правлений вавилонских и ассирийских царей, известными ему из других источников, главным образом из труда Птолемея. Значение внешних (по отношению к Библии) источников особо возросло для Ашшера для последней эпохи (от разрушения Иерусалима до рождества Христова), так как здесь Библия вообще лишена связных хронологических указаний. Так, указание в Библии, что смерть Навуходоносора II пришлась на 37-й год пленения иудейского царя Иехонии (4-я Царств, 25, 27)., коррелируется с датой смерти вавилонского царя, указанной в «Каноне Птолемея» (где он фигурирует как «Набоколассар») — 186 г. эры Набонассара, или 561 г. до Р. Х. - и таким образом даёт возможность высчитать год пленения Иехонии.

Используя эти методы, Ашшер пришёл к выводу, что сотворение мира произошло примерно за 4000 лет до Рождества Христова; а поскольку Рождество он отнёс к 4 г до н. э. — последнему году правления Ирода, то и датой сотворения он взял 4004 г.

Время года, на которое пришлось сотворение, было предметом значительных теологических споров. Многие теологи предполагали, что это произошло весной, когда начинался год у вавилонян и многих других древних народов. Другие, и вслед за ними Ашшер, полагали, что это произошло осенью, поскольку осенью начинается еврейский год. Из того, что седьмой день по сотворении был субботой (день отдыха), следовало, что сотворение началось в воскресенье. Соотнося это с началом еврейского года, Ашшер пришёл к выводу, что Сотворение произошло в воскресенье около осеннего равноденствия. С помощью астрономических таблиц (по всей видимости Кеплера) Ашшер заключил, что равноденствие пришлось на вторник 25 октября, то есть на день ранее того, как было создано само Солнце (в среду — Бытие, 1:16) (современные расчёты относят осеннее равноденствие 4004 до н.э к воскресенью 23 октября). Из того же, что о первом дне сказано: «и был вечер, и было утро» — то есть вечер предшествовал утру -логично заключить, что первый акт творения пришёлся именно на вечер. В результате Ашшер счёл, что Сотворение началось вечером, предшествовавшим 23 октября, в год до Рождества Христова 4004, 710 юлианского периода Скалигера.

Ашшер — историк

В 1631 Ашшер опубликовал «Рассуждение о религии, исповедовавшейся ирландцами в древности» (Discourse on the Religion Anciently Professed by the Irish) — исследование по истории раннесредневековой ирландской церкви, где пытался доказать, что изначально религия ирландцев отличалась от учения Рима и была ближе современной ему протестантской церкви. Ашшер стал одним из протестантских историков, разработавших понятие о якобы независимой от Рима и близкой первоначальному христианству «кельтской церкви».

Хотя Ашшер лично был против изучения ирландского языка и воспрепятствовал проекту перевода на ирландский Библии, сам он хорошо им владел и прочёл в оригинале множество источников, собрав обширную библиотеку, общался и переписывался с историками-католиками. В 1639 году он выпустил обширный труд «Древности британских церквей» (Britannicarum ecclesiarum antiquitates), где собрал и систематизировал практически весь доступный ему материал. Эта работа не утратила своего значения и по сей день, в том числе и потому, что Ашшер пользовался некоторыми утраченными сегодня источниками.



Поделиться: