После окончания художественного класса, с 16-летнего возраста, он работал в типографии и в прачечной, в то же время находя время и для занятий искусством. В возрасте 21 года Лоуренсу удалось заняться живописью профессионально – он присоединился к проекту WPA Federal Art Project.
Джейкоб Лоуренс (Jacob Lawrence) родился в 1917 году в Атлантик-Сити, штат Нью-Джерси (Atlantic City, New Jersey), США. В 13-летнем возрасте он вместе с сестрой и братом переехал в Нью-Йорк, где мать записала его в класс прикладных искусств в Гарлеме (Harlem). Несмотря на то, что учился Джейкоб не слишком усердно, много времени отдавая работе, чтобы помочь своей матери, учителя уже тогда видели в нем немалый потенциал. После окончания художественного класса, с 16-летнего возраста, он работал в типографии и в прачечной, в то же время находя время и для занятий искусством. В возрасте 21 года Лоуренсу удалось заняться живописью профессионально – он присоединился к проекту WPA Federal Art Project.
Его ранние сохранившиеся картины, датированные 1935 годом, представляют собой зарисовки из жизни Гарлема во времена Великой депрессии. Мрачные, выполненные в темных тонах, они без прикрас изображали бедность, убогость и расовую дискриминацию. Следующим циклом его картин стали портреты из жизни Туссен-Лувертюра (Toussaint L'Ouverture), гаитянского генерала-революционера.
Во время работы в Harlem Community Art Center Джейкоб познакомился со своей будущей женой, известной впоследствии афроамериканской художницей Гвендолин Найт (Gwendolyn Knight). Их свадьба состоялась 24 июля 1941 года, супруги оставались вместе всю жизнь, до смерти Джейкоба в 2000 году. Это был прекрасный творческий союз; после смерти художников Музеем искусств Сиэтла (Seattle Art Museum) была учреждена стипендия имени Найт и Лоуренса (Gwendolyn Knight and Jacob Lawrence Fellowship).
Во время Второй мировой войны Лоуренс отслужил в Береговой охране США (United States Coast Guard); во время службы он также не оставил рисования и сделал множество набросков.
Известно, что все творчество художника было посвящено теме борьбы за свободу афроамериканцев. Так, все его картины связаны с раз
ными периодами афроамериканской истории. Наиболее известными его сериями являются 'Миграция' (The Migration Seriesn) и 'Джон Браун' (John Brown).
В 70-х Лоуренс перебрался в Сиэтл (Seattle), где преподавал в Университете Вашингтона (University of Washington). Сам художник называл стиль своей живописи динамическим кубизмом (dynamic cubism), однако многие искусствоведы едва ли согласны с ним в этом определении. Как бы ни было, его вклад в афроамериканскую живопись невозможно недооценить. Его работы выставлялись в таких галереях, как Музей американского искусства Уитни (The Whitney Museum of American Art), Венской Биеннале (Venice Biennale), Биеннале в Сан-Паулу (Sao Paolo Bienale), Музей Вашингтона (State of Washington History Museum), Музей искусств Метрополитен в Нью-Йорке (Metropolitan Museum of Art), Бруклинский музей (Brooklyn Museum) и многих других. А первой выставкой художника была в 1940-м году выставка в Музее современного искусства в Нью-Йорке (Museum of Modern Art in New York City).
Известно, что администрация президента Джорджа Буша-младшего (George Bush Jr.) приобрела работу Джейкоба Лоуренса под названием 'Строители'; известно также, что этот выбор одобрили далеко не все - критики Буша обращали внимание общественности на тот факт, что изображенные на картине афроамериканские мужчины занимаются тяжелым физическим трудом. Картине нашлось место в Зеленом Зале Белого дома (White House Green Room).
Джейкоб Лоурренс дожил до 82 лет и умер 9 июня 2000 года. После смерти издание 'New York Times' назвало Лоуренса 'одним из ведущих художников американской современности'. Его последнюю работу, мозаичную роспись 'New York in Transit', можно увидеть на станции нью-йоркского метро 'Times Square'.
За вклад в искусство Лоуренс удостоен множества наград, среди которых - Медаль Spingarn, The Washington Medal of Merit, National Medal of Arts.