Кук помогал финансировать Союз во время Гражданской войны в США, а после нее вкладывал средства в развитие железных дорог на северо-западе Соединенных Штатов.
Джей Кук родился в Сандаски, штат Огайо (Sandusky, Ohio), 10 августа 1821-го, и был сыном одного из первых юристов штата Огайо и члена партии вигов. 1 января 1861-го, всего за несколько месяцев до начала гражданской войны, Кук открыл в Филадельфии (Philadelphia) частный банковский дом 'Jay Cooke & Company'.
В первые месяцы баталий Кук работал с министром финансов Сэлмоном П. Чейзом (Salmon P. Chase), чтобы получить кредиты от ведущих банкиров в северных районах страны. Фирма Джея оказалась настолько успешной в поддержке казны, что Чейз нанял его в качестве спецагента для продажи государственных долгосрочных бонов '5-20' на сумму $500 млн., которые ранее казначейство никак не могло пустить в оборот.
Куку пообещали 0.5% комиссионных с продаж на первые $10 млн. и 0.375% от последующих продаж бонов. Тогда финансист объявил о начале общенациональной кампании и призвал около 2500 субагентов, которые путешествовали по всем северным и западным, а также южным штатам, когда последние подпадали под контроль армии Союза. Кук также заручился поддержкой газет и подавал объявления через рекламные агентства, часто работая непосредственно с редакторами. Он брался за статьи на тему того, как выгодно покупать государственные облигации, и все его усилия, статьи, листовки и рекламные проспекты были нацелены на то, чтобы воззвать к патриотизму американцев. Джей акцентировал внимание на том, что покупка бонов не только обеспечит гражданам гарантии на будущие прибыли, но и поможет выиграть войну.
После успешно выполненного задания Кук повлиял на создание национальных банков и организовал один в Вашингтоне (Washington), другой – в Филадельфии. Когда национальные банки столкнулись с разочаровывающими продажами долгосрочных бонов '7-30', правительство вновь обратилось за помощью к Куку. Он пошел проторенной дорогой, и ныне его тактика стабилизации цен до сих пор используется инвестиционными банкирами в осуществлении IPO.
С окончанием войны Джей заинтересовался в развитии северо-запада, и в 1870-м он начал финансировать строительство Северной Тихоокеанской железной дороги (Northern Pacific Railway). Кук просто влюбился в г. Дулут в Миннесоте (Duluth, Minnesota), и решил превратить его в новый Чикаго (Chicago). Он начал воплощать свою мечту о том, чтобы железные дороги, достигшие тихоокеанского рубежа, пролегали через Дулут и вели к системе Великих озер (Great Lakes) и на рынки Европы. Однако его фирма переоценила свои возможности. В конце концов, биржевой крах 1873-го вынудил заморозить проект Кука. Сам же финансист объявил о своем банкротстве. Акции компании Кука за бесценок приобрели Джордж Стивен (George Stephen) и Дональд Смит (Donald Smith), которые впоследствии закончили строительство Канадской Тихоокеанской железной дороги (Canadian Pacific Railway).
Когда развалилась 'Jay Cooke & Company', родственник Джея, Чарльз Д. Барни (Charles D. Barney), возглавил программу по ее реорганизации, и вскоре фирма заработала под названием 'Chas. D. Barney & Co'. Сын Кука, Джей Кук-мл., вступил в новую фирму на правах миноритарного партнера. Джей Кук к 1880-му через успешное инвестирование серебряного рудника в штате Юта (Utah) вновь нажил состояние.
Он умер 16 февраля 1905-го. Его летний дом, построенный в 1864-1865 гг., до сих пор стоит на небольшом острове на заморской территории Гибралтара (Gibraltar), в гавани озера Эри, Пут-ин-Бэй, штат Огайо (Lake Erie; Put-in-Bay, Ohio). Озеро служило наблюдательным пунктом коммодора Оливера Перри (Oliver Perry) во время сражения на озере Эри в 1813-м.