Американский предприниматель, железнодорожный магнат и спекулянт. Считается классическим примером так называемого 'барона-грабителя'; характерный стиль ведения дел и общая безжалостность помогли ему занять 9-ю строчку в списке богатейших американцев всех времен.
История Дикого Запада полна безжалостных разбойников, готовых на все за пригоршню долларов. Времена бандитов с кольтами и в черных масках со временем отошли в прошлое; новое время стало эпохой 'баронов-грабителей' – хладнокровных, предприимчивых и абсолютно безжалостных дельцов. Ярчайшим образчиком барона-грабителя считается американец Джей Гулд, сделавший на железных дорогах воистину впечатляющее состояние.
Родился Джейсон Гулд в Роксбери, Нью-Йорк (Roxbury, New York). Учился он в местных школах и в академии Хобарта (Hobart Academy). С помощью школьного директора Гулд получил должность счетовода у местного кузнеца. Уже через год кузнец предложил ему половину своего дела; в начале 1854-го Джей продал свою долю в кузне отцу. Даже после окончания школы Гулд много времени уделял учебе; особенно его интересовали математика и геодезия. Применял полученные знания Гулд и на практике – так, в 1854-м он выпустил довольно неплохие карты одного из округов штата Нью-Йорк.
В 1856-м Гулд вместе с неким Задоком Прэттом (Zadock Pratt) создал в Пенсильвании (Pennsylvania) кожевенное предприятие; позже Прэтт продал Гулду свою долю и ушел из бизнеса. Ходили слухи, что Гулд сумел обмануть Прэтта, спрятав часть средств компании в собственный банк и вынудив партнера
выйти из дела с компенсацией, существенно меньшей, чем изначальный взнос.
В том же году Джей организовал другое партнерство – с Чарльзом Монтгомери Льюипом (Charles Mortimer Leupp). Их совместное предприятие действовало довольно успешно до самой биржевой паники 1857-го; тогда Льюип потерял все свои деньги и покончил с собой; шурин покойного, Дэвид Ли (David W. Lee), силой взял контроль над кожевенным предприятием Гулда и Льюипа – до него дошли слухи, что партнер регулярно обманывал Чарльза. Позже Гулд перехватил контроль над мастерской, однако продать свою долю в компании ему все же пришлось.
Вскоре Гулд заинтересовался железными дорогами; близкая дружба с рядом политиков помогла ему выбить несколько выгодных договоров. Взяв вместе с Джеймсом Фиском (James Fisk) в свои руки управление железнодорожной компанией 'Erie Railroad', Джей довольно быстро стал одним из самых богатых и именитых предпринимателей страны.
В августе 1869-го Гулд и Фиск попытались было скупить имеющееся на рынке золото, тем самым серьезно повысив его стоимость и выиграв на последующей перепродаже. Воплотить план в жизнь им помогло знакомство с крупными политическими фигурами – уровня администрации президента США; результат, однако, превзошел все их ожидания – 24 сентября 186
9-го разразилась легендарная 'Черная пятница'. Гулд на запланированных сделках кое-что выиграл, однако последовавшие судебные процессы 'съели' всю прибыль. История с золотом окончательно утвердила за Гулдом репутацию практически всемогущего в финансовом плане деятеля.
В 1873-м Гулд попытался взять в свои руки полный контроль над 'Erie Railroad'; помочь ему в этом должен был богатый дворянин лорд Гордон-Гордон (Lord Gordon-Gordon). Увы, дворянин этот на поверку оказался банальным самозванцем и мошенником; Гулд попытался было засудить партнера, однако тот сумел бежать в Канаду (Canada). Попытка похитить лже-лорда из Канады закончилась провалом и изрядно обострила международные отношения; по итогам случившегося Гулд расстался со всякой мечтой стать владельцем 'Erie Railroad'.
Гулд, впрочем, не отчаялся – после изгнания из 'Erie Railroad' он взялся за строительство собственной железнодорожной сети. Выкупив 4 уже существовавших железных дороги, он начал развивать свою сеть; к 1882-му ему принадлежало порядка 15% американских железнодорожных путей. По тем временам железные дороги считались золотым дном; состояние Гулда возросло стократ.
Скончался Джей Гулд от туберкулеза, 2 декабря 1892-го. Похоронили его в Бронксе, Нью-Йорк (in The Bronx, New York)