Джей Ар (JR) — псевдоним неизвестного французского художника, личность и имя которого до сих пор не освещены прессой, однако, несмотря на это, на сегодняшний день Джей Ар является одним из самых известный уличных художников мира и получает поддержку не только обычных граждан, но и политиков.
О ранней жизни художника мало что известно: говорят, детство у него было не слишком веселым, поэтому-то сам он о нем никогда не говорит; самый ранний факт его личной истории — это найденная им фотокамера в парижском метро, на которую он начал снимать самые яркие моменты своей жизни.
Случилось это, когда ему было около 17, именно тогда Джей Ар вместе с другими молодыми художниками гулял по крышам Парижа (Paris, France) и украшал их граффити и рисунками в самых необычных местах. Однако если для других художников уличное искусство было поводом показать свои навыки, то Джей Ар своими рисунками пытался так или иначе высмеять какие-либо пороки, привлечь внимание людей к чему-то, кроме их собственной жизни и личного комфорта.
Вместе с другими французскими и европейскими художниками он начал переосмысливать привычные площадки для граффити, помещая свои работы в самые труднодоступные и видные места: на окна небоскребов, под карнизы крыш и балки мостов. Отходя от привычного понимания уличного искусства, Джей Ар начал изобретать свои собственные идеи, и все чаще
его инициалы начали появляться под огромными черно-белыми фотографиями простых людей.
Так начинался один из самых противоречивых художественных проектов, получивший название 'Портреты Поколения' (Portraits of a Generation). Ни с того ни с сего в самых разных местах Парижа начали появляться портреты молодых людей, простые черно-белые фотографии, отпечатанные на тонкой бумаге большого формата. 'На улицах, - рассказывает художник, - мы обращаемся к людям, которые не ходят в музеи'. После первого шока со стороны горожан стали появляться некоторые положительные отзывы, и каждый видел в этих плакатах что-то свое и глубоко личное. Однако самое неожиданное случилось чуть позже, когда городские власти самостоятельно начали распространять в Париже портреты и плакаты.
В 2007-м году в ряде городов Израиля (Israel) и Палестины (Palestine) появились плакаты работы Джей Ар: на узких улицах городов портреты израильтян и палестинцев были расположены ровно напротив друг друга. Проект получил довольно большую огласку на Западе, однако сам художник всячески умалял сво
ю роль в этом проекте: 'Настоящие герои — это те, кто согласился участвовать в проекте и разрешил поместить эти самые портреты на стены их домов'. Вообще, мировая общественность довольно скептически относится к уличному искусству, но после этого проекта Джей Ар в одночасье стал одним из самых известных уличных художников в мире, придерживающимся антивоенных взглядов и пытающимся сделать мир лучше. Так, в одной из радиопередач в США Джей Ар был назван 'самым претенциозным уличным художником современности', а газета 'le Monde' оценила его работы как 'пробуждающие человечность'.
Прорывом в его творчестве стал проект 'Inside Out Project', который продолжает идею первых работ, но предлагает пользователям сети Интернет загрузить свои собственные фотографии, а потом, после получения плакатов по почте обратно, распространить их в своем городе. Вероятно, сам Джей Ар не понимал, какое количество людей захочет попробовать свои силы в таком нелегком деле, как изменение мира к лучшему, однако уже в первые недели проекта счет заявок перешел на десятки тысяч. Так, на с
егодняшний день в проекте приняло участие 78 600 фотографов, а портреты, сделанные ими, появились в 9500 городах по всему миру. В 2011-м году художник стал лауреатом премии 'TED Prize' в размере 100 000 долларов, которые, по его словам, он потратит на создание нового проекта.
Одновременно Джей Ар работает над проектом 'Women are Heroes', в ходе которого рассказывается нелегкая судьба простых женщин из самых разных уголков земли, которые сумели не только пережить все страдания и неудачи, но продолжили бороться за свое счастье. Чуть позже проект был положен в основу одноименного документального фильма, который стал официальным выбором жюри Каннского фестиваля 2010-го года (Official Selection of the Cannes Film Festival).
На сегодняшний день Джей Ар продолжает свою работу, курируя несколько проектов одновременно. И хотя сейчас у него уже сотни тысяч поклонников по всему миру, он не забывает, что когда-то был неизвестным парижским мальчишкой: 'Я хочу, чтобы все вы стояли за то, то вам не безразлично. Только вместе мы сможем вывернуть этот мир наизнанку'