Джером Роббинс - американский кинорежиссер и хореограф, чья деятельность воплотила в себе дух классического балета и экспериментальные изыскания современного музыкального театра.
Роббинс родился 11 октября 1918 года, за месяц до окончания I Мировой войны, в еврейском госпитале Манхэттэна. Тогда мальчик носил имя Джером Уилсон Рабинович. Вторую часть имени Джерри получил из-за патриотических настроений отца, который счел необходимым присовокупить к имени ребенка фамилию тогдашнего президента Уилсона. Фамилия Роббинс была взята как более приличествующая американскому гражданину, но Джером не считал ее своей настоящей фамилией.
В начале 20-х семья переехала в Нью-Джерси, где отец и дядя мальчика открыли компанию по продаже корсетов. Услугами этой компании пользовалось большое количество эстрадных актеров и театров. Спустя примерно десять лет Джерри поступает в Нью-Йоркский Университет, где начинает изучать химию. Но, как водится в таких случаях, юноша быстро осознал, что химия - это не то, чему бы он мог посвятить свою жизнь. Роббинс бросает университет и начинает учиться танцевальному искусству в Новой Танцевальной Лиге (New Dance League). С Эллой Дагановой, Энтони Тюдором, Юджином Лорингом он изучает балет и современный танец, учится испанскому танцу у пр
ославленной Хелен Веолы, народному танцу - у Эйчи Нимуры, и постигает танцевальную композицию под руководством Бесси Шоенберг.
На протяжении 30-х и 40-х Роббинс танцует хоровые и сольные партии в Бродвейских театрах. Его пластика и импрессия сделали его популярным у театралов Нью-Йорка. Наиболее известная театральная работа того времени, в которой участвовал Роббинс, и которая до сих пор является образцом театральной постановки - "Полет воображения" (Fancy Free).
В 50-е Роббинс продолжает создавать танцевальные номера для Театра Балета, чередуя свою балетную деятельность с участием в мюзиклах, которые к тому времени приобретали в США все большую популярность. Балет "Клетка", который он впервые представил в Нью-Йорке в 1951 году, сейчас чаще всего всплывает в памяти у ценителей при упоминании имени Роббинса. Еще одной знаменательной работой того периода стала презентованная в 1957 году "Вестсайдская история" - современная трактовка классической "Ромео и Джульеты" с музыкой Леонарда Бернштейна, и сценарием Артура Лоуренса.
В 1962 году Роббинс пробует себя в нетрадиционных поста
новках Артура Копита и берет руководство над некоторыми амбициозными и нестандартными проектами, презентация многих из которых приводит к ошеломляющему успеху.
В 64-м он получает награду за режиссуру и хореографию постановки "Скрипач на крыше". Рекорд этого мюзикла, по продолжительности показа его на Бродвейских подмостках, не побит и по сей день.
В 1972 году Джером Роббинс становится балетмейстером Нью-Йоркской Балетной труппы и в течение 10 лет работает почти исключительно над классическим танцем, прерываясь только на постановки возрожденной "Вестсайдской истории" и "Скрипача на крыше". В качестве актера и кинорежиссера Роббинс выступает в экранизации "Вестсайдской истории".
В 1994 году он перенес операцию на сердце, а в 1996 году появляются первые признаки болезни Паркинсона. У Робинсона пропадает слух, а двумя годами позднее, 29 июля 1998 года, он умирает от обширного инсульта. Вечером этого дня, в дань памяти великому танцору, свет фонарей на Бродвее был приглушен.
Имя Джерома Роббинса и по сей день остается знаменательным в истории американской и мировой хореографии.