Завтра в Доме музыки выступит британский коллектив с легендарным названием The Swingle Singers – вокальный ансамбль из восьми человек. За долгие годы существования в группе неоднократно менялся состав.
- Какова программа вашего московского концерта?
- Это будет смешанная программа, a capella, мы выступаем с ней последние два года, она называется «От Баха до «Битлз» - краткое изложение тех различных музыкальных стилей, которыми мы владеем, а также отражение нашей истории. Как вы знаете, группа начинала с исполнения музыки Баха, поэтому мы споем его классические вещи: органные фуги, пару прелюдий, затем двинемся дальше - через Моцарта, другие классические произведения и джазовые стандарты - к песням The Beatles.
- Что вы можете сказать о том времени, когда пришли в группу?
- Для меня это было осуществление мечты. К тому моменту я перепробовал много разных стилей. Я восемь лет пел в церковном хоре, в рок-группе, в джазовых ансамблях. Мне хотелось каким-то образом совместить все эти навыки. И работа в The Swingle Singers как раз оказалась подобной возможностью: мы играли на джазовых и классических фестивалях, на мероприятиях, посвященных музыке Баха, в программах с участием танцевальных коллективов. Мы делаем все, и это замечательный способ не просто петь, но видеть мир.
- В группе часто меняется состав. Это что-то вроде фабрики, где все поставлено на поток?
- Мы внимательно следим за тем, чтобы вне зависимости от того, кто участвует в группе, особое звучание The Swingle Singers не менялось. Предположим, вы пришли на концерт, который станет последним для одного из участников, а потом оказываетесь на новом концерте, где на его место вводится новый певец, – если вы слушали оба концерта с закрытыми глазами, вы не должны были почувствовать разницы! Приятно осознавать, что основные принципы деятельности группы за последние 40 лет остались незыблемыми, хотя некоторые существенные изменения все же произошли: теперь мы поем все без каких бы то ни было инструментов, а первый состав начинал с инструментальным сопровождением.
- Вы много слушали The Swingle Singers до того, как присоединились к группе?
- Да, конечно. Это было частью моего музыкального образования. Мне повезло - у меня был преподаватель, который хотя и не был поклонником этой группы, но понимал их подход к Баху: группа нашла способ познакомить с его сочинениями молодежь, которая иначе, может быть, и не стала бы слушать эту музыку. Суть подхода в том, чтобы полностью передавать дух и стиль произведения, не меняя ни ноты. Это по-прежнему важно для нас: когда мы поем Баха, он остается Бахом, все ноты сохранены, просто он исполняется a capella.
- Я знаю, что Уорд Свингл, основатель группы, уже давно перестал работать с коллективом, но как вам кажется: исходя из того, что вы знаете о том времени, изменился ли дух группы после его ухода?
- Мы и сейчас иногда работаем с Уордом. Он поведал нам несколько секретов, рассказал о прошлом ансамбля. На репетициях мы пытались подражать старым записям группы, а он хотел, чтобы мы делали по-другому. Он говорил: «Я тоже люблю эти записи, но певцы очень редко делали то, что я просил!» Он имел в виду некоторые особенности фразировки, артикуляции. А я очень люблю звучание старых записей The Swingle Singers, сейчас его трудно воспроизвести. В конце 1960-х годов использовалось аналоговое оборудование, ламповые микрофоны, музыканты были вынуждены записываться очень быстро, поэтому им нужно было очень хорошо спеться, и все получалось живо и органично.
- Репертуар, который вы привозите в Москву, достаточно легок для восприятия, однако The Swingle Singers исполняли и современную академическую музыку, например произведения Лучано Берио.
- «Симфония» Берио – очень важное произведение для нас, потому что оно было написано в 1969 году специально для The Swingle Singers. Мы по-прежнему исполняем ее по всему миру. Хотя она и принадлежит к сложным произведениям западной музыки, во фрагментах, написанных для группы, можно услышать элементы джаза, скэт, быструю артикуляцию – все то, что мы называем swingle singing. Другие композиторы тоже предлагают нам произведения, и мы заказываем им музыку. Но это происходит не так часто. И в целом «Симфония» остается основным произведением современной академической музыки в нашем репертуаре.
- Известна замечательная запись первоначального состава The Swingle Singers вместе с ансамблем Modern Jazz Quartet. У вашего состава есть подобный опыт?
- У нас как раз недавно завязались отношения с очень хорошим немецким джазовым трио Klazz Brothers, у них был отличный проект Classic Meets Cuba (с этим проектом они приезжали в Москву прошлой осенью.). Мы уже выступали с ними в Дрездене и собираемся повторить этот опыт в новогодних шоу и в следующем году, будем вместе отмечать юбилей Моцарта. Таким же образом, как в случае с Modern Jazz Quartet, камерный джазовый ансамбль и вокальная группа прекрасно дополняют друг друга.
- На сайте группы рассказывается о вашей недавней встрече с двумя участниками первого состава.
(Смеется.) - Вы видели фотографии? Я всегда думал, что они выше ростом! Это было удивительно: у нас был концерт во Франции, в перерыве я был у себя в гримерке один, вдруг раздается стук в дверь, и кто-то входит. В таких случаях людей не хочется впускать, и я уже был готов сказать им, что если они хотят видеть меня или других певцов, то лучше пусть подойдут после концерта. Но один из этих людей показался мне знакомым. Музыкант, который все время ездит туда-сюда, всегда боится, что познакомится с кем-то, а потом забудет. Поэтому я ничего не сказал. Они представились, я понял, что откуда-то знаю их имена… И вдруг меня осенило, что эти двое были членами «французской группы» The Swingle Singers – они просто пришли сказать: «Привет, нам очень нравится ваше выступление!» Я просто потерял дар речи!
Любители свинга и Свингла
The Swingle Singers был основан в начале 1960-х в Париже американцем Уордом Свинглом. Первый состав насчитывал восемь певцов. Славу ансамблю принес альбом Jazz Sebastian Bach. Записи, на которых певцы исполняли произведения Моцарта и композиторов эпохи барокко, имитируя голосами звучание различных инструментов, получали премии «Грэмми». В 1973 году в Великобритании Свингл собрал новый состав, который стал обращаться также к джазу, авангарду и музыке эпохи Возрождения. В 1984 году Свингл перестал выступать с ансамблем и выполнять директорские функции. Джереми Сэдлер поет в коллективе с июня 1998 года, остальные участники нынешнего состава появились уже после 2000 года.