Профессиональная скульптура появилась в Азербайджане только после победы Великой Октябрьской революции. Среди первых скульпторов республики был Джелал Магеррам оглы Карягды.
Джелал Магеррам родился 2 июня 1914 года в городе Шуша - одном из живописнейших уголков Азербайджана, известного тем, что здесь с давних времен жили и творили многие видные деятели науки и искусства, хорошо известные на Ближнем и Среднем Востоке и сыгравшие немалую роль в развитии культуры Азербайдж
ана. Будущий скульптор родился в семье музыканта, его склонность к искусству, особенно изобразительному, была замечена еще в детстве. В 1928 году местная комсомольская организация направила его на учебу в Баку. Юношу приняли в Азербайджанский художественный техникум. Учась на живописном отделении, К
арягды увлекся скульптурой. Джелал с самого начала своего творческого пути стоял на реалистических позициях, которым следовал всю свою творческую жизнь. По окончании техникума его оставляют преподавать там же рисунок. Параллельно Карягды сотрудничает с бакинскими журналами - создает для них политиче
ские рисунки иа актуальные темы международной жизни. Но Джелала не оставляет желание продолжить образование, стать скульптором. С 1934 по 1937 год он учится в Тбилисской Академии художеств у замечательного скульптора-портретиста Я. И. Николадзе, оказавшего сильное влияние на творчество Карягды.
Начало творческой жизни Джелала как скульптора совпало с периодом, когда активно оживилась художественная жизнь Баку. Карягды сразу стал получать интересные заказы. Первой самостоятельной работой, еще незрелой, несовершенной, было создание портретов азербайджанских революционеров для открывавшегося
музея истории большевистских организаций Баку и Азербайджана. Следом были созданы два барельефа для павильона Азербайджана иа ВДНХ - "Животноводство" и "Садоводство". Первой монументальной работой скульптора стала статуя "Колхозник", которая была установлена на дюккере террасы Самур-Дивичинского кан
ала.
Интересной работой, в которой Карягды показал себя профессиональным скульптором, владеющим монументальной пластикой, был созданный в 1940 году памятник поэту Вагифу для фасада музея им. Низами. Задачей Карягды было передать обобщенный образ национального поэта XVIII века. Какой-либо иконогра
фический материал о Вагифе отсутствует, и, чтобы быть убедительным, скульптор изучает эпоху, жизнь и творчество поэта. Его Вагиф спокоен внешне, но за этим спокойствием чувствуется напряжение мысли, внутренний эмоциональный накал. Скульптурные формы сгармонированы, нет активного движения - лишь вели
чественный жест руки, нет детализации; длинная национальная одежда придает фигуре статичность и монументальность. В этой работе автору удалось решить сложную задачу синтеза архитектуры и скульптуры - фигура Вагифа хорошо увязана с фасадом здания и национальным орнаментом, украшающим стену.
В годы
Великой Отечественной войны Джелал Карягды был мобилизован и служил художником в редакции многотиражной дивизионной газеты. Его фронтовые зарисовки, карикатуры регулярно появлялись на ее страницах.
Первой значительной работой, выполненной скульптором после возвращения домой, был рельеф "Фархад,
рассекающий скалу". В этой работе удачно найденный ритм кругового движения, динамичная темпераментная лепка передают мощь и силу героя, его взволнованное состояние, готовность совершить подвиг во имя любви. На первом плане в резком экспрессивном движении фигура юноши, занесшего над головой молот, а
в глубине рельефа - моделированные значительно тоньше и мягче, как бы тающие в световоздушной среде, фигуры Ширин и ее подруг.
В послевоенные годы Карягды создал целую галерею скульптурных портретов героев, воинов, защищавших Родину. Это значительные работы в творчестве скульптора - в них точное
портретное сходство, образная эмоциональность, свободная, красивая лепка (портреты дважды Героя Советского Союза Нельсона Степаняна, летчика А. Кулиева). Один из портретов военной серии - портрет снайпера Зибы Ганиевой. Скульптор увидел и раскрыл ее героический характер. Пластичность, четкая обработ
ка скульптурных форм, акцентировка выразительных черт лица придают образу силу и экспрессию.
Среди скульптурных работ Карягды много портретов деятелей культуры сегодняшнего Азербайджана и национальных классиков. Эти образы отличает жизненность и композиционная ясность, пластические средства служа
т в них для выявления содержательности, многогранности характера, для раскрытия духовной красоты человека. Портреты народного артиста СССР Бюль-Бюля, народного артиста СССР Р.Бейбутова, заслуженного деятеля искусств Дж. Дангирова, поэтессы XIX века Натаван, народного поэта Сабира, композитора Ниязи,
бесспорно, можно отнести к лучшим достижениям азербайджанской портретной скульптуры.
На протяжении многих лет Карягды часто обращается к образу азербайджанского композитора Кара Караева. Его портреты он создавал в 1959 - начале 1960-х годов. Бюст композитора, изваянный в 1965 году, - в ряду лучш
их портретных образов в творчестве скульптора. В нем автору удалось сохранить живое восприятие натуры и создать законченный образ человека творческого.
Отдельное место в творчестве Карягды занимают композиционные портреты - "Молодая певица", "Кеманчист", "Тарист" и другие. В них обнаруживается ст
ремление автора к созданию правдивого национального образа. Помимо портретных работ, в которых Карягды зарекомендовал себя значительным мастером, он обращался и к монументальной скульптуре.
В 1950 году Министерство культуры Азербайджана объявило конкурс на лучший проект памятника В. И. Ленину для
установки его в комплексе здания Дома правительства. Джелал Карягды выиграл этот конкурс. Четыре года длилась работа над образом вождя. Скульптор всесторонне изучил творчество Н.Андреева, С.Меркурова, М.Манизера, создавших лучшие работы в советской Лениниане. В 1955 году одиннадцатиметровая бронзов
ая скульптура была установлена. Четкие, тщательно выверенные пластические формы создают монументальный, значительный образ вождя революции.
В середине 50-х годов Карягды приступил к работе над памятником азербайджанскому поэту-сатирику XIX века Сабиру, который был установлен в Баку в сквере, нося
щем имя поэта, в 1958 году. Образ поэта решен просто, без аффектации, это образ поэта, вышедшего из народа и творившего для народа. Скульптору удалось точно передать портретное сходство. Карягды изобразил Сабира сидящим в спокойной позе с книгой в руках, глубоко задумавшимся. Памятнику свойственны л
аконизм форм и выразительный пластический строй. Бронзовая скульптура хорошо увязана с постаментом (архитекторы Э.Исмаилов, Г.Ализаде).
Памяти героев революции и Великой Отечественной войны посвящены наиболее значительные работы скульптора 1970-х годов. Лучшие из них: памятник Нариману Нариманову
, установленный в Баку (1972), мемориал павшим солдатам в городе Барда (1979), памятник генералу Ази Асланову, воздвигнутый на родине дважды Героя Советского Союза в Ленкорани в 1984 году.
Джелал Магеррам оглы Карягды стоит у истоков советской азербайджанской школы скульптуры. Созданные им памятн