Крестьянин стал знаменитым тенором всего за полтора года - это Чеккеле! Талантливый боксер, побеждавший в турнирах, превратился в певца - это Чеккеле! Он легко брал ре-бемоль, понятия не имея об этом, - это тоже Чеккеле!
В какой еще стране полковники так разбираются в вокале, как не в Италии! Сколько добрых слов сказал в адрес своего армейского начальника Беньямино Джильи! Вот и крестьянскому сыну Джанфранко Чеккеле* повезло со службой. Полковой командир, услыхав пение юноши, знавшего всего две неаполитанские песни, стал уверять его, что тот непременно станет знаменитым оперным певцом! Когда же один из родственников семьи певца, врач и большой любитель оперы, пришел в восторг от способностей Джанфранко, судьба его была предрешена.
Чеккеле повезло, его родственник-врач был знаком с превосходным педагогом Марчелло дель Монако, братом великого певца. Он немедля повез молодого человека к нему на прослушивание. После того, как Джанфранко, сам того не понимая (ибо нот он, конечно, не знал), с легкостью взял ре-бемоль, сомнений у педагога не осталось. С благословения родителей юноша решил посвятить себя пению, и даже бросил бокс, в котором весьма преуспел!
25 июня 1962 года состоялось первое занятие Чеккеле с Марчелло дель Монако. Уже через полгода Джанфранко побеждает на конкурсе театра «Нуово» с блеском исполнив «Celeste Aida» и «Nessun dorma», а 3 марта 1964 года новоиспеченный тенор с успехом дебютировал на сцене театра «Беллини» в Катании. Правда, сочинение для дебюта ему попалось малоизвестное, опера Джузеппе Муле «Серный рудник» (La zolfara), но это ли главное! Через три месяца в июне Чеккеле уже пел в Ла Скала в «Риенцах» Вагнера. История этой постановки крупного немецкого дирижера Германа Шерхена сама по себе весьма любопытна. Заглавную партию должен был исполнять Марио дель Монако, но в декабре 1963 года он попал в тяжелую автомобильную аварию и вынужден был более чем на полгода отказаться от всех выступлений. В спектакле его заменил Джузеппе ди Стефано. Какую же партию исполнял Чеккеле, ведь в сочинении больше нет главных теноровых ролей? - труднейшую партию Адриано! Это был редчайший случай в истории этой оперы (других мне, по крайней мере, не известно), когда партию травести, предназначенную для меццо, исполнял тенор.**
Так стремительно началась карьера певца. Уже в следующем году Чеккеле выступал на сцене «Гранд-опера» в «Норме» вместе с М.Каллас, Ф.Коссотто и И.Винко. Вскоре его приглашают в «Ковент-Гарден», «Метрополитен», Венскую оперу.
Одной из лучших ролей Чеккеле стал Радамес в «Аиде», которого он впервые воплотил на сцене в римских Термах Каракаллы. Эту партию Джанфранко исполнил около шестисот раз! Неоднократно пел он ее и на фестивале «Арена ди Верона», (последний раз в 1995 году).
В репертуаре Чеккеле много вердиевских партий - в операх «Аттила», «Арольдо», «Эрнани», «Симон Бокканегра». Среди других партий Вальтер в «Лорелее» Каталани, Калаф, Каварадосси, Туридду, Энцо в «Джоконде».*** И везде слушателей восхищал его крепкий голос, достаточно светлого тембра, быть может, иногда чуть-чуть однообразный, но с хорошими верхами и опорой.
Творческий путь Чеккеле весьма длинен. Был период в 70-х годах, когда он по причине переутомления и болезни горла не выступал. И хотя пик его карьеры приходится на 60-70 годы, его можно было увидеть на оперной сцене и в 90-х. Изредка он поет в концертах и сейчас.
Можно только удивляться, что этого имени нет, за редким исключением, в большинстве энциклопедических оперных справочников. Широкая публика о нем, практически, забыла.