Итальянский оперный баритон, чье творчество в особенности ассоциируется с произведениями Верди (Verdi) и Пуччини (Puccini).
Он родился 21 декабря 1924 года в Риме (Rome). Не следует путать Джанджакомо с Карло Гуэльфи (Carlo Guelfi), более молодым баритоном, тоже уроженцем Рима. Джанджакомо Гуэльфи изучал юриспруденцию, пока не решил изменить направление и не занялся вокалом во Флоренции (Florence), под началом великого баритона Титты Руффо (Titta Ruffo), который был не только выдающимся артистом, одним из самых знаменитых баритонов 20-го столетия, но и замечательным педагогом. Профессиональный дебют Гуэльфи в роли Риголетто состоялся в 1950 году в Сполето (Spoleto).
Первый раз в Ла Скала (Teatro alla Scala) Гуэльфи спел в 1952 году, после чего его с охотой приглашали выступать в оперных театрах Венеции (Venice), Флоренции, Рима (Rome), Неаполя (Naples), Палермо (Palermo), Катании (Catania) и оперных фестивалях и иных мероприятиях, проводимых на Арена-ди-Верона (Arena di Verona), где Джанджакомо стал постоянным гостем. За пределами Италии (Italy) он был знаком публике Берлина (Berlin), Лиссабона (Lisbon), Лондона (London) и Каира (Cairo). Американский дебют Гуэльфи состоялся в 1954 году, когд
а артист выступал в Лирической опере Чикаго (Lyric Opera of Chicago), а вот в нью-йоркском Метрополитен-Опера (Metropolitan Opera) он в первый раз спел только в 1970. Творчество Гуэльфи хорошо знали в Буэнос-Айресе (Buenos Aires) и Рио-де-Жанейро (Rio de Janeiro).
Случалось итальянскому баритону принимать участие в премьерах опер современных композиторов. Так, к примеру, он был первым исполнителем партии Лаццаро в опере 'Дочь Йорио' (La figlia di Jorio) композитора Ильдебрандо Пиццетти (Ildebrando Pizzetti), премьера которой состоялась в 1954 году в Неаполе. Однако более всего он был известен своей интерпретацией баритональных партий в операх Верди: в репертуаре Гуэльфи были оперы 'Набукко' (Nabucco), 'Двое Фоскари' (I due Foscari), 'Аттила' (Attila), 'Макбет' (Macbeth), 'Трубадур' (Il trovatore), 'Сицилийская вечерня' (I vespri siciliani), 'Сила судьбы' (La forza del destino), 'Аида' (Aida) и другие. Кроме того, критики и публика высоко ценили выступления Гуэльфи в операх композиторов-веристов, таких как 'Сельская честь' (Cavalleria rusticana), 'Андре Шенье' (Andrea Ch
énier), 'Тоска' (Tosca) и 'Девушка с Запада' (La fanciulla del West).
Гуэльфи обладал большим, мощным и волнующим голосом и на сцене отдавал всего себя, но был способен и на тонкие нюансы в более классических произведениях, включая 'Вильгельма Телля' (Guglielmo Tell), 'Лючию ди Ламмермур' (Lucia di Lammermoor), 'Фаворитку' (La favorite), 'Африканку' (L'Africaine) и 'Агнес фон Гогенштауфен' (Agnes von Hohenstaufen) Гаспаре Спонтини (Gaspare Spontini).
Голос Джанджакомо Гуэльфи можно услышать в записи 'Девушки с Запада' с Ренатой Тебальди (Renata Tebaldi) под управлением Артуро Базиле (Arturo Basile), где Гуэльфи исполняет партию шерифа Рэнса. Увидеть артиста тоже можно – не так давно на DVD была выпущена постановка 'Тоски' в Токио (Tokyo) в 1961 году, опять с Тебальди в главной роли. Среди студийных записей Гуэльфи – 'Тоска', 'Сила судьбы', 'Сельская честь', 'Аида' и 'Кармен' (Carmen), но основу его дискографии составляют записи живых выступлений, их насчитывается несколько десятков.
Он умер 8 февраля 2012 года в Больцано (Bolzano), проведя неделю в больнице.