Популярные личности

Джамирокваи

группа
На фото Джамирокваи
Категория:
Гражданство:
Великобритания
Читать новости про человека
Биография

Биография

В 90-е годы, когда казалось, что всякое оригинальное творчество умерло, а музыкальный мир предавался переосмыслению наследия прошедших тридцати лет, выяснилось, что фанк фанку рознь. Джамирокваи (Jamiroquai) произвели с фанком довольно занятную операцию: сделали этот ритм синонимом хорошего вкуса. Попутно введя в обиход еще один модный эстрадный жанр: ныне осталось не так много поп-артистов, в репертуаре которых нет хотя бы одной песни с фанковым ритмом в диско-аранжировке. Словом, благодаря уникальности своего звучания, Джамирокваи (Jamiroquai) оказались одним из немногих действительно популярных явлений, известность которого не была достигнута за счет компромисса со вкусом.


Собственно, несмотря на то, что Джамирокваи (Jamiroquai) - полноценная группа с подобающим набором музыкантов, обычно ее вполне справедливо ассоциируют с одним человеком: Джейсоном, или Джеем Кеем, горячим поклонником Стиви Уандера, вокалистом, автором большей половины всех композиций, названия группы, ее логотипа (характерного человекобыка, изображенного на всех пластинках Джамирокваи), личностью колоритной, безусловно талантливой и не лишенной внутренних парадоксов. Главный из них - любовь Кея к большим и быстрым автомобилям, каковая вступает в логичное противоречие со вполне радикальными воззрениями певца на природу и цивилизацию. Ведь первая пластинка Джамирокваи (Jamiroquai) "Emergency On Planet Earth", вышедшая в 1993 году, была названа манифестом борцов за окружающую среду.

Впрочем, сам певец не находит здесь никакого парадокса: в ответ обычно он рассказывает историю о том, как у него взял интервью журнал "Big Issue", продаваемый бездомными. В соответствии с интересами своей целевой аудитории, журнал подытожил это интервью редакционным выводом, что, мол, Джея Кея не должен любить никто, потому что он живет в особняке с одиннадцатью спальнями и ездит на "Феррари". "Интересно, - недоумевает певец, - они что, хотят, чтобы я жил на помойке? Я уже жил там однажды. Они ничего не сказали о моем саде, в котором нет ни грамма пестицидов, о дорогах вокруг моего дома, которые я содержу в чистоте на свои деньги. Я же не говорю, что мы должны вернуться к образу жизни обезьян - так почему им дались мои машины?"

Надо сказать, что Джей Кей немного лукавит в своем недоумении: судьба его именно в бездомных должна возбуждать сугубую зависть и раздражение. Уроженец Манчестера, Джейсон Кей появился на свет 30 декабря 1969 года в неполной семье: его мать, Карен Кэй, была джазовой певицей и ведущей собственного телешоу; отца он не видел никогда. Уже будучи учеником в школе, он выяснил, что у него был брат-близнец, который умер в возрасте шести месяцев. Этот брат впоследствии стал для него своего рода мистическим спутником: Джей Кей не раз говорил, что живет жизнью двух человек. О матери он отзывается довольно скептически: она не позволяла ему ничего, не покупала даже пластинок, так что первый свой приличный магнитофон он приобрел только в сознательном возрасте. Учился Джей плохо, а в пятнадцать лет ушел и из школы, и из дома. Он ночевал на улицах, промышлял карманным воровством и периодически устраивался на самые странные работы. В 1989 году он приспособился жить в заброшенном таксомоторном парке, в котором не было электричества, а в крыше зияли дыры. В одной из случившихся там драк ему в лицо выпустили струю ядовитого газа, а потом ударили ножом. Дерущихся повязали; Джей Кей получил обвинение в ограблении, которого, по его словам, не совершал. Обвинение все же было снято, и молодой человек почел за благо вернуться домой.

Дома он принялся сочинять музыку и вынашивать планы по созданию группы, играющей песни "как у Стиви Уандера". Он собрал музыкантов в состав группы следующих музыкантов: гитарист Rob Harris, клавишник Matt Johnson, барабанщик Derrick McKenzie и ударник Sola Akingbola. Впятером они назвались Джамирокваи (Jamiroquai) - странное это слово придумал Джей, составив его из выражения "jamming" и названия индейского племени ирокезов ("the iroquois"), история которого крайне его увлекала. Символом группы стал рогатый buffalo. Позднее к группе присоединились три бэк-вокалистки: Valerie Etienne, Hazel Fernandez и Lorraine McIntosh. Группа играла еще не получившую тогда названия смесь из хип-хоперского бита, фанка, соул-мотивов и джазовых гармоний - то, что впоследствии стало именоваться сочетанием "эйсид-джаз". Собственно, первый сингл группы, "When You're Gonna Learn", вышел на лейбле "Асid Jazz", давшем название жанру. Однако после его успеха фирма "Sony" немедленно предложила Джамирокваи (Jamiroquai) контракт на восемь пластинок.

Джамироквай был известен и раньше: некоторое время он работал в стилистике хип-хопа, и даже записал в 1986 году один сингл на фирме Streetsounds.

Дебютный сингл ''Too Young To Die'', выпущенный на фирме Sony Records, почти сразу же вошел в британский Top 10, а первый альбом возглавил национальный хит-парад (его тираж к осени 1996 года перевалил за 2 миллиона). Семь процентов своих доходов Джамироквай отчисляет в фонд ''Гринпис'' и вообще всячески демонстрирует свою заинтересованность в защите окружающей среды, за что над ним регулярно издевается музыкальная пресса Англии.

Первые две записи группы - упоминавшаяся уже "Emergency On Planet Earth" и "The Return Of The Space Cowboy", появившаяся в 1995 году, - имели успех только в Англии. А в Америке были практически неизвестны. Только в 1996 году после выхода пластинки "Travelling Without Moving", клип на песню с которой, "Virtual Insanity", взяло в ротацию MTV, Jamiroquai стали популярны и по другую сторону Атлантики. Успех закрепила песня к фильму "Год-зилла" - "Deeper Underground".

Третья пластинка "Travelling without moving" (1997) представляла собой смесь соула, фанка, рэгги и диско. Сингл "Cosmic girl" с неё был №6 в Британии и №7 в США, а за композицию "Virtual insanity" группа получила несколько премий Грэмми. А на четвёртом альбоме, отличавшемся экспериментами с хип-хопом, была знаменитая композиция "Canned heat", которая стала №1 в США и Японии, №4 в Британии и №10 в Канаде. Другая песня с этого же альбома "Deeper underground" была использована в фильме ужасов "Годзилла". Сам альбом был №1 в хит-парадах пяти стран и ещё в 18-ти странах вошёл в TOP10! Это был феноменальный успех!

К этому времени Джамирокваи (Jamiroquai) уже не ассоциировались с эйсид-джазом: танцевальное начало в их музыке победило импровизационное, хотя сказать, что она, эта музыка, стала более примитивной, нельзя: просто изощренность ее ушла вглубь, сделавшись не такой очевидной. На первый план вышла диско-составляющая таланта Джея Кея: его любовь к Стиви Уандеру, Kool And The Gang, Village People и Глории Гейнор нашла, наконец, адекватное воплощение. В 1997 году группа записала дуэт с диско-дивой Дайаной Росс; в 1999 году увидел свет альбом "Synkronized" - настоящая энциклопедия диско-ритмов в сочетании с характерными для современной клубной музыки тембрами. В процессе записи "Synkronized" из группы ушел уставший от гастролей Стюарт Зендер - разозленный Джей Кей пересвел всю пластинку заново, чтобы от "отщепенца" не осталось и следа.

Помирились они только летом 2001, когда группа уже записывала свой новый альбом "A Funk Odyssey" - пластинку, которая наконец отдает дань стилю, сделавшему Джамирокваи (Jamiroquai) популярными. К 2000-му году группа продала 16 млн.экземпляров своих альбомов.

"A Funk Odyssey" - вещь крайне живая: живость - вообще, первое качество, которое отличает музыку Джамирокваи (Jamiroquai). Однако здесь эта живость еще и подкреплена выведенным на первый план ритмом, тем самым ритмом, под который создается такое хорошее настроение. От предыдущего релиза "Одиссея" отличается немного большей жесткостью и не таким безмятежным настроением. На нем присутствуют две грандиозные вещи: "Corner Of The Earth" с гармониями и ритмом босса-новы, которую сам Джей Кей считает лучшей из всех сочиненных им когда-либо песен, и мрачная "Twenty Zero One" с радикальным хип-хоперским битом.

Обычный результат взросления разумного человека, который, к тому же, вел далеко не размеренный образ жизни. С другой стороны, здесь же есть композиции почти небесной безмятежности - такие, как соул-баллада "Black Crow" совершенно в духе 70-х, которую Джей Кей исполняет с экстатичностью певца госпел. Впрочем, настроение диско по-прежнему хорошо заметно - взять энергичный трек "Main Vein".

В целом же пластинка отмечена всеми обычно присущими Джамирокваи (Jamiroquai) чертами - безупречным вкусом, отменными слухом и техникой и напористо-мажорным настроением. Которое, так долго сохраняясь в неизменности, называется уже мировоззрением. Оптимистичным мировоззрением, которому многое под силу - например, сделать из довольно безмозглого развлекательного жанра произведение искусства.



Поделиться: