Итальянский философ и историк, предвосхитивший методы историко-культурных и этнологических исследований. Родился в Неаполе 23 июня 1668 в семье книготорговца.
Родился в Неаполе 23 июня 1668 в семье книготорговца. Обучался в нескольких школах, в том числе в иезуитском коллегиуме. В очень раннем возрасте заинтересовался философскими вопросами, новой философией Декарта, изучал метафизику и гражданское право, читал Платона, Тацита, Макиавелли. В 1699–1708 был
профессором риторики университета Неаполя. Вико стремился получить должность профессора гражданского права; когда ему было в этом отказано, погрузился в изучение вопроса о происхождении естественного права, занимавшего философов 17 и 18 вв. В ходе исследований Вико расширил рамки поставленных задач
и в работе Основания новой науки об общей природе наций (Principi di una scienza nuova d'intorno alla comune natura delle nazione .., или просто Scienza nuova ), выдержавшей несколько изданий (в частности, в 1725, 1730 и посмертно в 1744) и множество исправлений, попытался не только описать историю
естественного права, но и найти идеальную схему всеобщей истории.
Вико выдвинул циклическую теорию развития общества. Согласно его концепции, циклы развития, по которым Провидение шаг за шагом ведет человечество от варварства к цивилизации, история проходила от древнейших времен до эпохи заката Р
има и вновь от «нового варварства» темных веков к эпохе Просвещения. Мысль о руке Провидения носит религиозный характер – Вико был верным сыном Церкви, – однако в то же время на него повлияли идеи Пико делла Мирандолы, Гоббса, Фрэнсиса Бэкона, Гуго Гроция и даже Декарта. Его собственная мысль оказал
а воздействие на Кузена, Мишле, Гердера, Гегеля, Конта, Кроче, Джентиле, Шпенглера. Другое направление влияния – традиция «понимания» в лице В.Дильтея и Р.Дж.Коллингвуда. Отдельные идеи Вико, например о взаимной враждебности общественных классов, оказались близки марксизму. Другие его сочинения – Жи