Итальянский гравер, издатель, типограф и печатник, разработавший семейство шрифтов под названием 'Бодони' (Bodoni). Оно включает в себя около сотни шрифтов, включая кириллические, и используется до сих пор.
Джамбаттиста Бодони, сын печатника Франческо Агостино (Francesco Agostino), родился 16 февраля 1740 года в городке Салуццо (Saluzzo) в регионе Пьемонт (Piemonte) и изучал ремесло отца и деда с самого раннего возраста. Умер он 29 ноября 1813 года в Парме.
Будучи всего лишь 18 лет от роду, 15 февраля 1758 года он отправился в Рим (Rome), следуя по стопам своего деда, который был наборщиком в Ватикане (Vatican). По поручению префекта Конгрегации Бодони ввел в обращение гарнитуры шрифта 'Гарамон' (Garamond), созданные в XVI веке французским типографом Клодом Гарамоном (Claude Garamont) и приобретенные Папой Сикстом V (Sixte Quint). Джамбаттиста работал в типографии ватиканской Конгрегации евангелизации народов (лат. Congregatio pro Gentium Evangelizatione), которая занимается вопросами миссионерства и распространением католической доктрины. Он покинул типографию после того, как ее директор, которого Джамбаттиста считал своим учителем, покончил с собой.
Руководство Бодони было настолько впечатлено его желанием учиться, прилежанием в освоении древних языков и шрифтов и невероятной энергией, что ему позволили поставить свое имя на первые же книги, которые Джамбаттиста выпустил, богослужебную книгу на коптском языке и справочнике по тибетскому алфавиту. Бодони использовал свое нахождение в Риме, чтобы изучить в Римском Университете Ла Сапиенца (Universita degli studi di Roma La Sapienza) зачатки нескольких восточных языков.
В 1766 году Бодони решил отправиться в Лондон (London), где искусство типографии процветало благодаря типографу Джону Баскервиллю (John Baskerville) и художнику-шрифтовику Уильяму Каслону (William Caslon), но серьезно заболел малярией. Как только Бодони выздоровел, он получил предложение о работе от Гийома дю Тийо (Guillaume Du Tillot), премьер-министра Фердинанда I (Ferdinand I), герцога Пармы (Parme), который хотел основать в Парме типографию такого же класса, как в Париже (Paris), Мадриде (Madrid) и Вене (Vienne). Джамбаттиста Бодони получил пост директора герцогской типографии в сотрудничестве с поэтом и переводчиком Клементе Бонди (Clemente Bondi), и принял предложение 24 марта 1768 года.
Бодони начал свою работу в герцогской типографии с создания образцов книг, которые были очень хорошо приняты среди высших классов всех европейских столиц. Вскоре за ними последовали прекрасные издания литературной классики, от эпосов Гомера (Homer) до поэмы 'Освобождённый Иерусалим' (La Gerusalemme liberata) Торквато Тассо (Torquato Tasso), одного из крупнейших итальянских поэтов. В конечном итоге, работа Бодони была столь успешна, что в 1791 году ему разрешили открыть частную типографию под своим собственным именем – 'Officina Bodoni'. В том же году он женился на Маргарите дель'Аглио (Margherita dell'Aglio), которая помогала типографу вести его обширную переписку и продолжила его работу после смерти мужа.
Бодони добился беспрецедентного для своего времени уровня технической доработки, что позволяло ему точно воспроизводить форму букв с очень тонкими 'волосками', состоящими в резком контрасте с более толстыми основными линиями символов. Он прославился собственным дизайном псевдоклассических шрифтов и прекрасно стилизованных изданий, которые, по мнению некоторых экспертов, должны служить не столько для чтения, сколько для изучения шрифтов и верстки. Его печатные издания служат отражением чистой, точной и ясной эстетики, лишенной вычурности и украшений, в сочетании с безукоризненными материалами. Этот стиль привлек множество поклонников и подражателей, затмив популярность доминировавших до той поры французских типографов, таких как Филипп Гранжан (Philippe Grandjean) и Пьер Симон Фурнье (Pierre Simon Fournier).
Подгоняемый своим знаменитым соперничеством с французским типографом и шрифтовиком Франсуа Амбруазом Дидо (François-Ambroise Didot), за свою жизнь Бодони создал и лично выгравировал 298 шрифтов. Кроме того, Бодони работал над проектом создания шрифтов для всех известных тогда языков мира – так, в 1806 году им была опубликована молитва 'Отче наш' на 155 языках. Возглавляемые им различные издательства выпустили около 1200 книг тонкой работы. В честь типографа назван музей, открытый в Парме в 1963 году, где содержится 22 618 оригинальных пунсонов Бодони, инструментов для гравирования, похожих на гвоздь, и 42 148 деревянных матриц.