итальянский оперный композитор
Родился 22 декабря 1858 в Лукке, в семье музыкантов.
Пуччини впервые обратил на себя внимание ранними операми Виллисы (Le Villi, Милан, 1884), Эдгар (Edgar, Милан, 1890) и Манон Леско (Manon Lescaut, Турин, 1893), но первый крупный успех пришел к нему только после постановки Богемы, (La Bohme, Турин, 1896) по известной повести А.Мюрже Сцены из жизни богемы. Опера повествует о беззаботной, иногда веселой, иногда печальной, жизни молодых парижских художников, обитателей Латинского квартала. Пуччини использует здесь элементы импрессионистического стиля Дебюсси (например, ходы параллельными квартами и квинтами), реалистическое изображение жизни в духе Масканьи, но ко всему этому добавляется типично пуччиниевская смесь юмора, обаяния, воодушевления и чувственности.
Среди более поздних опер композитора наибольшим признанием с момента премьеры пользовалась Тоска (Tosca, Рим, 1900), хотя сюжет этой оперы носит едва ли не садистский характер: на сцене – убийство, самоубийство и пытки. Музыка Тоски проникнута не только глубоким драматизмом, но часто и удивительной нежностью, лирическим трепетом. Через четыре года появилась операМадам Баттерфлай (Madame Butterfly), однако на премьере она была принята столь прохладно, что Пуччини забрал партитуру для полной ее переделки. Новая редакция увидела свет через три месяца. В Девушке с Запада (La Fanciulla del West, Нью-Йорк, 1910) наблюдается некоторый спад вдохновения, но три одноактные оперы – Плащ (Il Tabarro), Сестра Анжелика (Suor Angelica) и особенно остроумный и веселый Джанни Скикки (Gianni Schicchi, Нью-Йорк, 1918; Рим, 1919) – доказывают, что Пуччини достиг в этот период вершин мастерства, по крайней мере в техническом отношении. Его последняя опера Турандот (Turandot) осталась незавершенной, после кончины композитора была закончена Ф.Альфано и впервые поставлена в Милане в 1926.
В своих произведениях Пуччини опирается на модель французской лирической оперы (Массне и Верди в Травиате). Мелодичность и сентиментальность причудливо сочетаются здесь с грубостью и жестокостью сюжетных ситуаций, причем заглавные роли у Пуччини – всегда женские. Он прекрасно владел средствами оркестра, но широкая мелодическая линия и непринужденные речитативы всегда имели для Пуччини преобладающее значение. Среди весьма немногочисленных произведений других жанров достойны упоминания только две оркестровые пьесы: Симфоническое каприччио (Capriccio Sinfonico), написанное как дипломная работа при окончании Миланской консерватории, и Гимн Риму (Inno a Rоma), сочиненное в 1919 для римских школ. Умер Пуччини в Брюсселе 29 ноября 1924.