Его заслуги в развитии фантастической иллюстрации велики и разнообразны. Его учеником считал себя Фрэнк Фразетта, и сравнивая графику Фразетты с иллюстрациями Сент-Джона можно легко заметить преемственность.
Достоверных изображений Аллена Сент-Джона мне обнаружить не удалось, и это печальное обстоятельство как нельзя лучше демонстрирует оценку его заслуг нынешней художественной тусовкой. Проще говоря, Сент-Джон почти напрочь забыт.
Между тем, заслуги его в развитии фантастической иллюстрации велики и разнообразны. Его учеником считал себя Фрэнк Фразетта, и сравнивая графику Фразетты с иллюстрациями Сент-Джона можно легко заметить преемственность. Пожалуй, Фразетта менее закомплексован и полет его воображения более свободен - что совсем не удивительно, ведь мы сравниваем его манеру с манерой художника, чей стиль сформировался во времена чопорные и викторианские...
Джеймс Аллен Сент-Джон (James Allen St. John) родился в 1875 году в Чикаго. В 1883 году мать взяла его с собой в Париж, куда он отправилась учиться живописи. Повзрослев, Сент-Джон учился живописи в Нью-Йорке, где его учителями были Уильям Чейз, Джордж де Форест Браш и Кеньон Кокс, а также в Европе - под руководством Жана-Поля Лорена и Анри Верена. С 1901 по 1903 год он уже сам преподавал в Школе Искусств Чейза. Вообще, преподавание живописи стало его основным занятием - с 1917 года он читал лекции в Чикагском Институте Искусств, а с 1935 года и до своей кончины в 1957 году - в Американской Академии Искусств.
Профессиональная его работа началась еще в 1898 году в газете "New York Herald". В 1912 году он перебрался в Чикаго, бывший тогда одним из крупнейших издательских центров, и сразу же получил заказы на оформление обложек популярных журналов. В 1915 году издательство "A.C.McClurg" предложило ему сделать заставки к главам романа Берроуза "Возвращение Тарзана" ("The Return of Tarzan"), а в следующем году Сент-Джон полностью оформил издание третьего романа цикла - "Тарзан и его звери" ("The Beasts of Tarzan"), сделав цветную обложку и четыре десятка черно-белых иллюстраций. Стилистическое "попадание" манеры иллюстратора в образный ряд романа было изумительным, его с равным восторгом приняли как читатели, так и автор. Эдгар Райс Берроуз на долгие годы стал другом Сент-Джона - они поддерживали тесные отношения и после того, как Берроуз в 1919 году переехал из Чикаго в Тарзану. В течение следующих двадцати лет каждое издание новой книги Берроуза выходило с обложкой и иллюстрациями Сент-Джона. Берроуз даже говорил, что половина успеха серии о Тарзане - заслуга не автора, а иллюстратора...
Обложка романа
"The Beasts of Tarzan", 1916
Обложка романа
"Pellucidar", 1923
Обложка романа
"The Monster Men", 1929
Кроме книг Берроуза, Сент-Джон оформлял книги многих других авторов - Роберта Эймса Беннета, Рэя Каммингса, Джорджа Огдена, Рэндалла Пэрриша, Чарлза Олдена Селцера и многих других авторов, работавших в популярных жанрах, в частности, вестернов.
С начала 30-х годов Сент-Джон активно работает как автор обложек журналов, в том числе - журналов фантастики. Он сделал множество классических обложек для "Amazing Stories", "Fantastic Adventures", "Weird Tales" и других. Он же разработал классический логотип для "Weird Tales".
Сравнивая графические и живописные работы Аллена Сент-Джона, я без колебаний отдаю предпочтение его графике. "Обложечные" цвета его работ, на мой вкус, слишком ярки и сбивают впечатление - хотя, конечно, внимание к картинке привлекают (а что еще от обложки нужно?). Но вот спокойная и техничная графика, оживленная одним или двумя дополнительными мягкими тонами, производит удивительно сильное впечатление. Персонажи Сент-Джона выразительны, пейзажи несут едва ощутимый налет импрессионизма, но самая сильная черта этих работ - мастерский "перевод" текста книги в рисунок. Художник рассказывал, что сначала он читает роман просто для удовольствия, затем перечитывает его, выбирая эпизоды, достойные иллюстрирования, а затем делает иллюстрации, постоянно сверяясь при этом с авторским текстом, стараясь, чтобы иллюстрация ни в чем не противоречила книге.
Именно графика Сент-Джона послужила отправной точкой при формировании стиля Фрэнка Фразетты - причем Фразетта сумел органично перенести "сент-джоновскую" выразительность фигур в цвет, что самому Сент-Джону так и не удалось. Впрочем, он, возможно, и не ставил перед собой такой задачи...
Возможно, именно Джеймс Аллен Сент-Джон стал одним из прототипов персонажа одного из лучших, на мой вкус, романов Курта Воннегута "Синяя Борода" - художника-иллюстратора Дэна Грегори, который "великим художником не стал, хотя по технике был непревзойденным"...
****
Материал написан в мае 2001 года как часть очерка по истории американской журнальной фантастики.