Его искусство представляет собой причудливый сплав устоявшихся композиционных стандартов религиозной или антично-мифологической картины с зыбкой неопределенностью, как бы «романтизмом» целого ряда образов, погруженных в атмосферу сна или задумчивой грезы.
ДОССИ, ДОССО (Dossi, Dosso) (наст. имя и фамилия Джованни де Лутеро) (ок. 1486–1542), итальянский художник, сочетавший черты классического Возрождения с «проторомантическими» тенденциями.
Родился в Трамускио (Эмилия-Романья) ок. 1486. Впервые упоминается в мантуанских документах в 1512. Его прозви
ще, связанное с именем семейного поместья, было в 18 в. продублировано новым именем, введенным для того, чтобы отличать его от брата, художника Баттисты Досси. Несомненно, побывал в Венеции, испытав сильное влияние Джорджоне. С 1514 работал при дворе феррарских герцогов, став ведущим местным живопис
цем. Был дружен с Л.Ариосто, который помянул его в Неистовом Роланде в числе величайших современных художников.
Его искусство представляет собой причудливый сплав устоявшихся композиционных стандартов религиозной или антично-мифологической картины с зыбкой неопределенностью, как бы «романтизмом»
целого ряда образов, погруженных в атмосферу сна или задумчивой грезы. Таковы, в первую очередь, Цирцея (или Мелисса из поэмы Ариосто) и ее заколдованные любовники в пейзаже (ок. 1515–1516, Галерея Боргезе, Рим) и загадочная аллегория Юпитер, Меркурий и Добродетель (1523–1524, Художественно-историч
еский музей, Вена) – с Юпитером, увлеченно рисующим бабочку. Живописный дар Досси особенно непринужденно раскрывается в пейзажных мотивах, которые иной раз составляют главное содержание его композиций (например, в картинах Три человеческих возраста, Музей Метрополитен, Нью-Йорк; или Пейзаже со сцена
ми из жизни святых, Государственный музей изобразительных искусств имени А.С.Пушкина, Москва; обе работы – 1510-е годы).
Писал также портреты и декоративные циклы (последние, однако, дошли до нас лишь в незначительной своей части и в разрозненном состоянии).
Умер Досси в Ферраре 26 июля 1542