В истории мировой литературы можно найти как очень плодовитых писателей, так и тех, кто фактически является автором буквально одного произведения. Американская писательница Донна Тартт за 30 лет написала 3 произведения (если не считать нескольких стихотворений и эссе), но, по крайней мере, два из них стали яркими событиями в литературе США. Большой объем этих книг, детективная фабула, налет мистики и тонкость психологических интриг заставляют критиков говорить о возрождении Донной Тартт традиций Диккенса и Стивенсона. Многомиллионные тиражи ее произведений, переведенных на 23 языка, а главное – удивительное чувство, которое возникает у читателя при открытии для себя уникального стиля романов этой писательницы, безусловно, является свидетельством того, что ее творчество навсегда останется в истории литературы.
Донна Луиза Тартт родилась в городе Гринвуд, расположенном в дельте Миссисипи, 23 декабря 1963 года. Вскоре после этого ее родители, Дон и Тэйлор Тартт, переехали в другой город штата - Гренаду. Литературный талант Донны проснулся очень рано – уже в пять лет девочка написала свое первое стихотворение, а в 13 лет ее стихи были опубликованы в 'Mississippi literary review'. Склонность к литературному творчеству определила и выбор будущей профессии – в 1981 Донна стала изучать классическую филологию в Университете Миссисипи. Она была активной участницей студенческих обществ, в частности известной организации студенток 'Каппа Каппа Гамма', а также много писала. Литературные опыты Донны уже на первом году обучения привл
екли внимание преподавателей, которые отметили необычный талант и зрелый уровень мастерства студентки и посоветовали ей совершенствоваться в творческом направлении.
В 1982 году Донна перевелась в колледж Беннингтон (штат Вермонт), который специализируется на обучении 'свободных художников'. Ее соучениками стали такие будущие знаменитости, как Брет Эллис и Джилл Айзеншдадт, дружбу с которыми писательница сохраняет до настоящего времени.
В 1984 году, будучи на втором курсе колледжа, Донна начала писать роман. Обстановка, в которой разворачивались события этого произведения, совпадала с окружающей девушку действительностью – колледж, студенты, изучающие античную культуру, тесный круг состоятельных, интеллектуаль
ных и раскованных друзей-студентов. Однако идиллическая картина закончилась, когда они решили разыграть древнюю вакханалию, которая закончилась убийством. Данный сюжет под пером Донны Тартт обрел не столько детективную, сколько сакральную окраску. Первоначально роман назывался 'Бог иллюзий', однако, в конце концов, книга получила непритязательное на первый взгляд название 'Тайная история'. Следует отметить, что этот заголовок является многозначным - такое же заглавие (в оригинале 'Historia Arcana') носит и выдающееся историческое произведение, описывающее трагические события в Византийской империи, которые удивительным образом преломляются в жизни современной студенческой компании. Под внешней буквальностью и непр
итязательностью названия этого произведения раскрываются слои истории и психологизма. Книгу можно читать как детектив, психологический роман, историко-литературное эссе, хотя ее основным содержанием является, пожалуй, препарирование человеческой души и анализ ее разрушения безответственностью, эгоизмом и гордыней.
Работа над книгой продолжалась очень долго – 'Тайная история' вышла в свет только в 1992 году и произвела эффект разорвавшейся бомбы. Продажи романа достигли огромной величины в 75 тысяч экземпляров, выведя его в список бестселлеров. Книгу обсуждали литературные критики, интеллектуалы и обычные читатели, отмечая, что ничего подобного им читать не приходилось.
По словам самой Донны Тартт, процесс ее
работы над книгой подобен морскому плаванию или полярной экспедиции – он занимает писательницу целиком и продолжается очень долго. Следующая книга Донны Тартт, 'Маленький друг' (в оригинале 'The Little Friend') вышла в 2002 году. Хотя триумфа предыдущего романа этому произведению повторить не удалось, оно вошло в список бестселлеров, а писательница была награждена премией 'WH Smith'. Действие этого произведения также разворачивается в хорошо знакомой Донне атмосфере американского Юга конца прошлого столетия, и его сюжетным стержнем, как и в 'Тайной истории', является смерть – на этот раз двенадцатилетнего мальчика, найденного повешенным на дереве после праздника, и усилия его сестры, стремящейся через много лет ра
скрыть эту тайну. Мастерски переданная атмосфера американского городка, выпукло выписанные характеры персонажей, тайны и невероятные повороты сюжета, неординарность главной героини – все это заставляет воспринимать книгу и как экшн, и как раздумья о взрослении и одиночестве, и как философское эссе о противостоянии добра и зла.
Третья, последняя на сегодняшний день, книга Донны Тартт, вышла в 2013 году, и пока что не переведена на русский язык. Сюжет нового романа, названного 'The Goldfinch' ('Щегол'), построен на той же основе, что и два предыдущих – произошедшая много лет назад трагическая смерть, на этот раз матери главного героя. Во время их совместного посещения музея внезапно прогремел взрыв, в результате
которого мальчик стал сиротой и обладателем бесценной картины. Содержание романа – это и приключенческий роман о повзрослевшем герое, и литературные аллюзии на мировую литературу и политические события в мире, и размышления о взаимоотношениях прошлого и будущего, судьбы и удачи. Критика уже назвала 'Щегла' наиболее ярким произведением года, но очевидно, что этот роман еще ожидает более детального анализа и критиков, и писателей.
Донна Тартт не любит давать интервью. В свои пятьдесят с лишним лет она стройна и миниатюрна, предпочитает носить строгие черные костюмы с белыми блузками, дополняя их яркими индийскими шалями. Писательница никогда не была замужем и говорит, что для творчества ей необходимо одиночество.