Дональд Мартино был одним из самых уважаемых композиторов Америки (America), появившихся в эпоху после Второй мировой войны, эпоху, полную противоречий – очарование американской мечты с одной стороны, и бунтарство новых поколений с другой. И то, и другое стало почвой, на которой выросли математически выверенные музыкальные структуры Мартино.
Он родился 16 мая 1931 года в Плейнфилде, штат Нью-Джерси (Plainfield, New Jersey). В возрасте девяти лет Мартино начал изучать искусство игры на кларнете, саксофоне и гобое. В старших классах он решил стать профессиональным кларнетистом, а в 15 лет начал сочинять музыку сам. В 1948 году Дональд поступил в Сиракузский Университет (Syracuse University), где изучал композицию у Эрнста Бэйкона (Ernst Bacon). Получив в 1952 году степень бакалавра в области музыки, он продолжил обучение в Принстонском Университете (Princeton University), и, хотя поначалу собирался изучать историю, Мартино вскоре понял, что композиция привлекает его гораздо больше минувших веков, и переключился на магистерскую программу в области изящных искусств. Его основными наставниками стали классический композитор и педагог Роджер Сешнс (Roger Sessions) и Милтон Бэббит (Milton Babbitt), один из первых в мире композиторов в области электронной музыки. Мартино получил стипендию Куссевицкого (Koussevitzky Fellowship) и смог пройти обучение в Тэнглвудском музыкальном центре (Tanglewood Music Center), летней школе для выдающихся молодых музыкантов.
В 1954-м Дональд, получив диплом магистра, стал стипендиатом Фулбрайта (Fulbright Scholarship) и отправился в Италию, чтобы учиться у композитора-авангардиста Луиджи Даллапиккола (Luigi Dallapiccola). Зрелый и исключительно выразительный стиль Даллапикколы, широко практиковавшего додекафонию, особую технику использования двенадцати соотнесенных между собой тонов, существенно повлиял на начинающего композитора, и, даже будучи уже состоявшимся мастером, Мартино использовал додекафонию в значительной части своих работ, включая 'Paradiso Choruses' и 'Seven Pious Pieces'.
Вернувшись в 1956 году в Соединенные Штаты (United Sates), Мартино преподавал в Music School Settlement в Нью-Йорке (New York City), играл джаз и писал арранжировки. В 1959 году он получил место профессора в Йельском Университете (Yale University), где проработал десять лет, а летом преподавал в Тэнглвуде. В течение этого периода выразительные аспекты его музыки стали более заметными, и Мартино достаточно вырос в профессиональном плане, чтобы добавлять личные элементы к додекафонии, которую использовал практически с начала своей карьеры. Такое развитие событий было результатом его растущего восхищения композиторами-романтиками. Он очень ценил Шопена (Chopin), Шумана (Schumann) и Верди (Verdi), но образцом для подражания в роли творца считал Брамса (Brahms) и Бетховена (Beethoven).
В 1969 году Мартино возглавил кафедру композиции в Консерватории Новой Англии (New England Conservatory of Music, NEC), а в 1974-м был награжден Пулитцеровской премией в области музыки за камерный 'Ноктюрн' (Notturno) для флейты, кларнета, скрипки, альта, виолончели и фортепиано. В 1978-м Мартино основал музыкальный издательский дом 'Dantalian, Inc.', чтобы выпускать собственные произведения. Помимо современной классики, Мартино написал множество джазовых композиций, 178 гармонизаций к хоралам Иоганна Себастьяна Баха (J.S. Bach), а также ряд транскрипций для кларнета и фортепиано. Пианист и композитор Исли Блэквуд (Easley Blackwood) утверждает, что соната Мартино 'Pianississimo' - одна из самых сложных для исполнениях пьес в истории музыки.
В 1980 году Мартино стал профессором музыки в Университете Брандейс (Brandeis University), но уже через три года перешел в Гарвардский Университет (Harvard University) в качестве профессора композиции. Он получил три стипендии Гуггенхайма (Guggenheim fellowships), и в 1987 году был избран членом Американской академии искусств и наук (American Academy of Arts and Sciences).
Дональд Мартино скончался 8 декабря 2005 года, по пути в Антигуа (Antigua). Мемориальный концерт состоялся 8 мая 2007 года в Консерватории Новой Англии, а запись концерта была выпущена в 2009-м независимым лейблом 'Navona Records'.