Очень часто бывает, что дети, выросшие в семьях с ультраконсервативными родителями, становятся основателями авангардного направления в науке или искусстве. Дон Эллис, известный меломанам как трубач, композитор и аранжировщик, - как раз такой человек.
Дон Эллис родился 25 июля 1934 года в Лос-Анджелесе (штат Калифорния, США). Его отец был священником в методистской церкви, мать играла на церковном органе. Благочестивая и высокоморальная семья взрастила одного из самых неординарных джаз-менов, экспериментирующих в стиле авангардного джаза.
Дон Эллис получил хорошее образование. После окончания школы он поступил в Бостонский университет, в котором получил специальность под названием «композитор». Его кумирами в джазе были Луис Армстронг и Диззи Гиллеспай. Многие музыканты проходят путь от спутанной и необычной игры к классике и умению играть правильно. А Дон Эллис пошел обратным путем. Имея хорошее образование, поначалу он играл в оркестрах и джаз-бэндах с такими звездами, как Гленн Миллер. Но со временем авангард-джаз захватывал его все больше и больше. Поначалу он просто играл с разными музыкантами аванг
арда в Нью-Йорке, а потом поехал путешествовать по Европе. Хорошо принятый европейскими слушателями, Дон Эллис начал экспериментировать в жанре «хэппенинг». Этот жанр предполагает импровизацию и вовлечение зрителей в шоу. Часть концерта придумывается заранее и является канвой события, но основное действо происходит совместно с заломи по неизвестному сценарию. Вернувшись в Нью-Йорк Дон Эллис создал Оркестр импровизации. Выступления этого оркестра включали множество необычных вещей. Порядок выступлений разыгрывался в карты на глазах у публики. Музыканты при помощи своих инструментов отображали что-то, что нарисовано на картине некоего художника. При помощи музыкальных инструментов воспроизводились некоторые естественные звуки вроде шума моря, грохота африканских там-тамов или шарканья шагов. Именно эти эксперименты заинтересовали Эллиса этнической музыкой. И о
н начал экспериментировать в переложении индуистских песнопений на язык джаза. Самое интересное, что его необычное творчество было оценено по достоинству. В 1964 году он получил грант от Нью-Йоркского университета, который позволил ему провести ряд интереснейших представлений в рамках его экспериментальной музыки. Он даже создал индуистский секстет, который успешно просуществовал несколько лет.
С 1967 года Дон Эллис начал работать с компанией Columbia Records, а уже в 1968 году выпустил альбом, который получил премию «Грэмми» в номинации «Лучший альбом года». Позднее Эллис увлекся еще и бразильской музыкой, но в 1974 году он стал плохо себя чувствовать. При хождении быстрым шагом или при подъеме по лестнице у него перехватывало дыхание. Врачи долго исследовали его и обнаружили море сердечных болезней: от сужения митрального клапана до кардио-миопатии. В ма
е 1975 года Дон пережил клиническую смерть, про которую потом говорил, что это был интересный опыт. Начиная с 1976 года, карьерная активность Дона Эллиса свелась к работе с документами. Он писал пьесы, аранжировки для чужих выступлений.
В 1977 году Дон Эллис подписал кабальный контракт с компанией Atlantic Records. По условиям контракта в обмен на выпуск альбомов ему и его группе устраивали серию концертов. Но вместо выпуска готовых песен, менеджеры компании заставляли Дона Эллиса несколько раз переписать почти все композиции альбома. Обещанные концерты, конечно, состоялись, и были приняты на «ура», но это всерьез подорвало и без того слабое здоровье музыканта. В апреле 1978 года он дал свой последний концерт, после чего доктора запретили ему выступать, но это не помогло артисту. В декабре 1978 года Дон Эллис умер от остановки сердца в доме своих родителей.