В 1954 году на Венецианском кинофестивале разразился скандал. Фильм режиссера Федерико Феллини «Дорога», удостоенный впоследствии многочисленных наград, был освистан публикой, разочарованной непопулярным в те времена жанром символической притчи. И все же картина стала судьбоносной не только для Феллини, но еще, по крайней мере, для одного сидящего в зале человека.
Итальянская драма до глубины души потрясла 25-летнего начинающего тележурналиста Доминика Делюша, который решил, что хоть один зритель должен выразить восхищение гениальной режиссерской работой. «Феллини посмотрел на меня как на инопланетянина, – много лет спустя вспоминает «главный хранитель балетного искусства» режиссер-документалист Доминик Делюш. – Мы подружились, и я стал его ассистентом. Таким образом, я вошел в кинематограф через парадную дверь…»
На VI Международном фестивале танцевального кино в Санкт-Петербурге мэтр французского кинематографа господин Делюш представлял свой кинофильм «Забытые дневники Нины Вырубовой», рассказывающий о творческом пути знаменитой французской балерины русского происхождения.
Расставшись с Феллини после пяти лет совместной творческой работы, я вернулся в Париж, – поделился воспоминаниями Доминик Делюш. – Я понял, что должен снимать самостоятельно, и так получилось, что именно Нина Вырубова стала главной героиней моего первого фильма «Призрак танца». В те времена, да впрочем, и всегда, крупные звезды балета с недоверием воспринимали процесс съемок. Ведь у режиссера свой замысел, а танцоры всегда опасаются, как они будут выглядеть с непривычного для зрительского глаза ракурса. Получив отказ у одной известной балерины, я сделал предложение Нине Вырубовой. Не знаю, насколько ее тогда знали в России, но на Западе это имя гремело. Ведь она была музой Сержа Лифаря и примой «Гранд Опера»… В 1959 году появился «Призрак танца». С тех пор я снимал ее еще несколько раз на протяжении почти сорока лет.
Вырубова ревностно относилась к вашей работе?
– Нет, что вы, она меня никогда не критиковала. Госпожа Вырубова мне доверяла, а после последнего фильма «Забытые дневники…» мы стали большими друзьями. Я видел ее за два дня до смерти…
Какой она вам запомнилась тогда, в 1959 году?
– На фоне артистов балета Франции она отличалась духовностью и, я бы сказал, высокой степенью понимания сути драматического искусства. Она поражала самобытностью. Понимаете, французское искусство сложно тем, что превращает духовность в умственность. И подается французскими актерами оно как-то очень умственно. Русская подача более естественна, более близка к природе – ваше драматическое искусство постоянно ищет истину. Нина Вырубова проживала роль на сцене, старалась полностью раствориться в ней. Даже абстрактные роли пыталась сделать очень конкретными. Одним словом, во французском актерском «пейзаже» Нина была удивительной фигурой.
В фильме «Забытые дневники Нины Вырубовой» вы сделали акцент на творчестве примы, избегая личных тем, в то время как современный кинематограф часто пытается рассказать о человеке «сквозь замочную скважину в спальне». Вы принципиально не затрагиваете эту сторону жизни своих главных героев?
– Не могу сказать, что это мой принцип. Просто лейтмотив этого фильма – передача искусства. Картина должна была стать техничной, поскольку рассказывает о тонкостях хореографии. Я решил сделать этот кинофильм как сборник цитат и одновременно показать процесс получения знания от великих. Но вообще я снял 11 документальных лент о балете, и другие фильмы получились более личностные.
У вас есть фильм-мечта, не касающийся балета, который вы бы хотели снять?
– Сегодня я уже не снимаю, поэтому не думаю о том, что мог бы сделать. Я делал то, что должен был. И все эти фильмы – как мои дети, которых я вожу с собой по миру. После первой картины я снимал самое разнообразное кино, но потом понял, что мне нужно снимать именно о танце. Ведь художественный фильм – это по сути фикция – рассказ о несуществующей вещи, в которую режиссер хочет заставить нас поверить. Документальный фильм – это хроника реальной жизни. А главное в этой жизни – опыт. Поэтому в своих фильмах я всегда делал акцент на передаче опыта от учителей к ученикам. Ведь в балете самое важное – это личный контакт, его нельзя «выучить» по учебникам. Уже не помню, кто сказал: «Когда умирает человек, обладающий огромным знанием, это как если вдруг сгорит библиотека». Я пытался придти с камерой быстрее, чем начнется пожар.
Господин Делюш, вас называют главным хранителем балетного искусства. Признаете ли вы современные танцевальные направления?
– А какие еще могут быть танцевальные направления, кроме балета?