Современный американский композитор, ведущий специалист в области лирической оперы и хоровой музыки, преподававший в Университете Миннесоты (University of Minnesota) в Миннеаполисе (Minneapolis). Он был одним из основателей 'Center Opera Company', превратившейся позже в Оперу Миннесоты (Minnesota Opera).
Среди наиболее известных его произведений такие оперы как 'Открытка из Марокко' (Postcard from Morocco), 'Пламя мисс Хэвишем' (Miss Havisham's Fire) и 'Маска ангелов' (The Masque of Angels), а также песенные циклы 'Six Elizabethan Songs' и 'From the Diary of Virginia Woolf' - последний принес ему музыкальную Пулитцеровскую премию (Pulitzer Prize for Music) в 1975 году. Ардженто написал 14 опер, несколько крупных песенных циклов, оркестровых произведений и множество хоровых произведений для малых и больших коллективов. Премьеры многих из них увидели свет в Миннесоте (Minnesota), где Ардженто преподавал. Музой композитора была его жена, сопрано Кэролайн Бейли (Carolyn Bailey), которая также часто исполняла его сочинения. Она скончалась 2 февраля 2006 года.
Доминик Ардженто, сын сицилийских иммигрантов, родился 27 октября 1927 года в Йорке, штат Пенсильвания (York, Pennsylvania). По иронии судьбы, хотя он и стал знаменитым композитором, в школе мальчик считал уроки музыки невыносимо скучными. После школы его призвали в армию, где Ардженто освоил специальность шифровальщика, а демобилизовавшись, он стал студентом Консерватории Пибоди (Peabody Conservatory), куда смог поступить благодаря военным льготам. Поначалу Доминик изучал игру на фортепиано, но быстро переключился на композицию. Его учителями были Генри Коуэлл (Генри Кауэлл) и Хьюго Вайсголл (Hugo Weisgall), и в 1951 году он получил степень бакалавра, а в 1953-м - магистерскую степень.
Еще в консерватории Ардженто некоторое время был музыкальным руководителем 'Hilltop Musical Company', места, где местные композиторы могли представить
свои новые работы. Этот опыт позволил Ардженто соприкоснуться с миром новой оперы. Режиссером компании был писатель Джон Олон-Скримджер (John Olon-Scrymgeour), с которым Ардженто позже работал вместе над многими операми.
В начале 50-х Ардженто делил свое время между Америкой (America) и Италией (Italy), и, благодаря стипендии Фулбрайта (Fulbright Fellowship), провел год во Флоренции (Florence), где учился у Луиджи Даллапиккола (Luigi Dallapiccola). Сам он считал, что этот опыт изменил всю его дальнейшую жизнь.
Затем он защитил докторскую диссертацию в Истмановской школе музыки (Eastman School of Music), получил стипендию Гугенхайма (Guggenheim Fellowship) и смог провести во Флоренции еще один год и написал там несколько важных своих произведений.
Ардженто переехал в Миннеаполис в 1958 году вместе с женой и начал преподавать теорию и композицию в Университете Миннесоты. В течение нескольких лет он получал заказы практически от каждого крупного местного ансамбля. Композитор отмечал, что это постоянное ощущение интереса к своей работе заставило его чувствовать себя в Миннесоте как дома, хотя поначалу он не хотел туда переезжать и надеялся найти место преподавателя на Восточном побережье. Он начал писать музыку к постановкам в построенном в 1963 году театре Гатри (Guthrie Theatre) и в том же году вместе со Скримджером стал учредителем 'Center Opera Company'.
По заказу Уокеровского центра искусств (Walker Art Center) Ардженто написал короткую оперу 'Маска ангела', что упрочило его репутацию выдающегося хорового композитора. К 1971 году, когда его смелая сюрреалистическая опера 'Откр
ытка из Марокко' открыла Оперный центр (Center Opera), его слава достигла национального масштаба. В итоге, Ардженто получал заказы от Нью-Йоркской городской оперы (New York City Opera), Оперы Миннесоты, Вашингтонской оперы (Washington Opera), симфонических оркестров Балтимора (Baltimore) и Сент-Луиса (St. Louis), и многих других коллективов.
В середине 70-х он начал писать хоровые произведения для хора Плимутской церкви (Plymouth Church) в Миннеаполисе, которым руководил его друг Филипп Брюнелл (Philip Brunelle). Сотрудничество с Брюнеллом было особенно плодотворным, и премьерные постановки произведений проходили в Плимутской церкви и Опере Миннесоты, где Брюнелл был также музыкальным руководителем. Именно в этот период Ардженто создал 'Иону и кита' (Jonah and the Whale, 1973) по поручению Плимутской конгрегационалистской церкви и Епископального кафедрального собора Святого Марка (St. Mark's Episcopal Cathedral). Композитор получал все больше заказов на хоровые произведения, в том числе для хоровых клубов Гарварда (Harvard) и Йеля (Yale).
В дополнение к Пулитцеровской премии, запись его песенного цикла 'Casa Guidi' американской меццо-сопрано Фредерикой фон Штаде (Frederica von Stade) в сопровождении Миннесотского оркестра (Minnesota Orchestra) принесла автору в 2004 году премию 'Грэмми' (Grammy Award) за 'лучшее современное классическое произведение'. В том же году была опубликована книга его мемуаров 'Catalogue Raisonné as Memoir'.
В настоящее время Ардженто сохраняет звание почетного профессора в Университете Миннесоты. Он все еще живет в Миннеаполисе и продолжает творить.