Он обладал сильным голосом, который помог Донцелли выстроить прекрасную карьеру в Париже (Paris), Лондоне (London) и на его родине в период с 1808-го по 1841-й.
Доменико Донцелли родился 2-го февраля 1790-го. Его творчество следует рассматривать как ответвление от так называемой Бергамской школы теноров, яркими представителями которой были Джакомо Давид (Giacomo David) и Гаэтано Кривелли (Gaetano Crivelli), а также Джованни Давид (Giovanni David), Андреа Нодзари (Andrea Nozzari), Марко Бордоньи (Marco Bordogni) и Джованни Баттиста Рубини (Giovanni Battista Rubini).
Донцелли дебютировал в своем родном городе в 1808-м, в качестве второго тенора в опере Иоганна Симона Майра (Johann Simon Mayr). Вскоре он переехал в Неаполь (Naples), где сыграл множество ролей, в том числе знаменитого представителя партии популяров, Цинна, в возрожденной опере 'La Vestale' Гаспаре Спонтини (Gaspare Spontini).
Доменико стал хорошо известен в 1815-м, когда Россини (Rossini) написал для него роль Торвальдо в опере 'Торвальдо и Дорлиска' ('Torvaldo in Torvaldo e Dorliska'). В следующем году он впервые выступил в миланском оперном театре Ла Скала (Teatro alla Scala), играя главную роль в 'Ахилле' ('Achille') Фердинандо Паэра (Ferdinando Paër).
Его успешные выступления привели Донцелли прямиков в главные театры не только на родине, но и в Париже, и в Лондоне, где он добился особой известности благодаря ролям в операх Россини. Пожалуй, самой знаковой постановкой с его участием стала опера 'Отелло' ('Otello'). Диапазон его ролей колебался от главного героя 'Cesare in Egitto' Джованни Пачини (Giovanni Pacini), и роли кавалера Белфиора из оперы 'Путешествие в Реймс' ('Il viaggio a Reims') Россини, до первого Поллиона в 'Норме' ('Norma') Беллини (Bellini) и заканчивался ведущей партией в опере 'Il bravo' Меркаданте (Mercadante).
Донцелли ушел со сцены в 1841-м. Он ненадолго вернулся в 1844-1845 гг., чтобы спеть в Неаполе, однако к тому времени его вокальные данные значительно и непоправимо ухудшились. Он умер в Болонье (Bologna) в 1873-м, в возрасте 83-х лет.
В жизни Доменико можно условно выделить три артистических периода. В первом он, по большей части, довольствовался комическими операми, предполагающими так называемый тенорино (острая форма тенор-леггеро). Во втором периоде, более длительном, примерно до 1822-го, Донцелли запомнился по операм Россини. Наконец, в третьем (и наиболее значимом) периоде он пребывал на позиции 'тенора ди форца' ('tenore di forza'/'тенора силы'), как называли драматических теноров.
По факту, Доменико был тенором старомодного баритонного типа в традиционной итальянской манере, причем с довольно узким вокальным диапазоном. В середине своей карьеры он мог взять высокую ноту 'до' (вторая октава для мужчин), прибегая к головному регистру (falsettone), и его голос звучал более ярко и выразительно, чем при фальцете.
Немного постигнув колоратурный стиль, Доменико все же пел более мощным голосом, с тусклым тембром, похвальной фразировкой и страстным артистизмом. Несмотря на критику его напряженного голоса и отсутствие живости, Донцелли прекрасно подходит в качестве примера, существующего на стыке старого неоклассического баритонного стиля тенора и романтичного 'силового тенора'.
Существует история о том, что, пытаясь подражать стилю пения Донцелли, его молодой коллега Америко Сбиголи (Americo Sbigoli) скончался. В 1821-м оба певца должны были быть задействованы на премьере оперы 'Zoraide di Granata at Rome' Доницетти (Donizetti) в римском Театре Арджентина (Teatro Argentina). Во время репетиции Сбиголи попытался на вокальном уровне сравняться с Донцелли, что, к всеобщему мнению, привело к разрыву кровеносного сосуда в горле – и Сбиголи скончался.