Самое знаменитое и, наверное, самое старое из известных на сегодняшний день кафе, связанных с театральной историей, – Cafe des Artistes. Когда-то звучание было русским – «Артистическое», в народе именовавшееся нежно «Артистик», в чем уже угадывался сегодняшний французский прононс. Небольшое кафе в Камергерском переулке известно с 1903 года, роспись потолка считается исторической ценностью. Перечислять имена, имеющие отношение к столь знаменитому месту, не имеет смысла – МХТ напротив. Кафе начинало свою жизнь вместе с театром, стены видели всех. В 60-е годы Юрий Соболев, главный художник издательства «Знание», превратил «Артистик» в неформальную галерею авангардного искусства. О рисунках на салфетках «Артистического» до сих пор ходят легенды.
Сегодняшнее Cafe des Artistes хороший пример буржуазного гламура, абсолютно соответствующего месту и времени. Возглавляет ресторан известный ресторатор швейцарец Дольф МИХЕЛЬ. А первым рестораном г-на Михеля был знаменитый «Театро» в «Метрополе».
– Господин Михель, вы любите в названиях своих ресторанов подчеркивать принадлежность к театру. Почему ресторан отеля «Метрополь» получил название «Театро»?
– Это очень просто. Напротив – Большой и Малый театры. Как еще я мог назвать ресторан? Конечно, я думал о том, что в ресторан будут приходить после спектакля и зрители, и артисты. Это так естественно: человек не должен, находясь под впечатлением от увиденного, идти в супермаркет, стоять дома у плиты, готовить ужин. Он должен продлить удовольств
ие, очарование театрального вечера.
– Вы представитель европейской культуры, для вас это естественно, но в то время, когда вы открывали «Театро», такой вечер могли позволить себе немногие. Пожалуй, только те, кто жил в «Метрополе» и ходил в Большой.
– Я с удовольствием принимал и артистов после спектакля – для них всегда был накрыт стол. Конечно, я понимал, что это не очень богатые люди, но они устриц и не заказывали. Тогда вообще было непростое время. Знаете, что я увидел, когда пришел принимать ресторан в «Метрополе»? Огромная советская столовая – около 400 квадратных метров, все пустое, холодное, в каких-то жутких пластиковых панелях. Я схватился за голову! Обратился к знакомому немецкому галеристу, который тогда работал в Москве – он да
л мне картины.
– У вас и в Cafe des Artistes постоянные выставки.
– Да. И я не беру с художников процент. Это не галерея. Людям нравится, они покупают, а я почти каждый месяц таким образом меняю интерьер. Я знаю, что это за место, насколько оно знаменито и какие здесь традиции.
– За столько лет в России вы наблюдаете перемены в вашей публике?
– Да, конечно. В 90-е я видел ваших «новых русских», которые тогда могли себе позволить многое. Сейчас я встречаю обычных людей, у них появилась возможность посещать хорошие рестораны. Приятно, что прийти ко мне в гости для них становится традицией. Совершенно нормальная европейская жизнь: когда-то человек приводил сюда маленького сына, сейчас взрослый юноша приходит ко мне со своими друзьями.