Американский писатель и мультипликатор. Более всего известен целым рядом детских книг, выпущенных в разное время под псевдонимами 'Доктор Сьюз' (Dr. Seuss), 'Тео ЛеСиг' (Theo. LeSieg) и 'Розетта Стоун' (Rosetta Stone, в честь легендарного Розеттского Камня).
В общей сложности из-под пера Теодора вышло 44 детских книги; все они отличаются невероятно живыми и необычными персонажами, особым стилем рифмовки и характерным трёхсложным размером. Среди самых известных его творений следует упомянуть книги 'Зеленые яйца и ветчина' ('Green Eggs and Ham'), 'Кот в шляпе' ('The Cat in the Hat'), 'Хортон' ('Horton Hears a Who!') и 'Как Гринч украл Рождество' ('How the Grinch Stole Christmas!'). Произведения Сьюза нередко ложились в основу творений других авторов – по ним снято 11 телевизионных картин и 3 художественных фильма и даже поставлен бродвейский мюзикл. Также следует упомянуть, что многие склонны считать Теодора Сьюза первым в мире исполнителем рэпа.
Гейзель много работал и в качестве иллюстратора. Здесь дело не ограничивалось одними лишь детскими книжками – Теодор тесно сотрудничал с рекламщиками и периодически рисовал политические карикатуры для прессы. Во время Второй мировой войны Теодор работал в мультипликационном подразделении армии США; именно благодаря ему на свет появился фильм 'Design for Death', получивший в 1947-м 'Оскар' в
номинации 'Лучшая документальная картина'.
Родился Теодор Гейзель в Спрингфилде, штат Массачусетс, в семье Генриетты Гейзель (Henrietta Geisel) и её супруга, Теодора Роберта Гейзеля (Theodor Robert Geisel). Отец Сьюза унаследовал семейную пивоварню – к сожалению, лишь за месяц до вступления в силу Сухого Закона – и руководил спрингфилдским зоопарком и парками развлечений. Растили мальчика в традициях лютеранской церкви; Сьюз оставался её членом до конца дней своих.
Окончив школу, Теодор поступил в Колледж Дартмута (Dartmouth College); там он начал подрабатывать в местном юмористическом журнале 'Dartmouth Jack-O-Lantern', постепенно поднявшись до ведущего редактора. К сожалению, Гейзеля поймали за употреблением алкоголя; продолжать работу в журнале ему после этого запретили. Чтобы обойти запрет, Теодор начал публиковаться под псевдонимом 'Сьюз' – своим вторым именем (и, кстати, девичьей фамилией матери). В дальнейшем к псевдониму добавилась приставка 'Доктор'.
После Дартмута Гейзель поступил в Колледж Линкольна в Оксфорде (Lincoln College, Oxford); там он планировал получить
степень доктора философии. В Оксфорде Теодор познакомился со своей будущей женой, Элен Палмер (Helen Palmer); обвенчавшись с ней в 1927-м, Гейзель вернулся в Штаты, учебу так и не закончив.
В Америке Сьюз начал рассылать юмористические статьи и иллюстрации в различные журналы – 'Judge', 'The Saturday Evening Post', 'Life', 'Vanity Fair' и 'Liberty'. Прославил его, однако, не юмор – первым действительно удачным творением Сьюза оказалась реклама для инсектицида 'Flit'.
Во время Великой Депрессии Теодор продолжал зарабатывать на жизнь рекламой; рисовал он для 'General Electric', 'NBC' и 'Standard Oil'. В 1935-м Гейзель начал выпускать собственную серию комиксов; к сожалению, долго она не протянула.
В 1937-м Гейзель отправился в Европу; возвращался он оттуда на океанском лайнере. По легенде, именно шум двигателей корабля и подсказал ему тот самый ритм, который ныне известен большинству детей в англоговорящих странах. Вскоре свет увидела первая книга детских стихов, 'На Тутовой Улице' ('And to Think That I Saw It on Mulberry Street!'). Теодор предложил книгу 29 разным издательс
твам; опубликовать её взялось лишь одно, 'Random House'. Впрочем, особого успеха на тот момент книга не возымела. До Второй мировой Гейзель успел выпустить еще три книги – две, кстати, были написаны в прозе.
Когда разгорелась война, Теодор переключился на политические карикатуры. За следующие два года работы в нью-йоркской газете 'PM' он нарисовал порядка 400 различных картинок; высмеивались на них, в первую очередь, конечно, Гитлер и Муссолини; впрочем, немало 'добрых' слов у Гейзеля нашлось и для сторонников политики невмешательства – в частности, Чарльза Линдберга (Charles Lindbergh). В целом Гейзель в то время был ярым сторонником политики президента Рузвельта и поддержки Советского Союза.
В 1942-м Сьюз начал помогать своей стране еще активнее. Сначала он рисовал плакаты для министерства финансов и комитета военно-промышленного производства; в 1943-м Теодор вступил в ряды армии США, став командиром анимационного подразделения первого кинематографического полка ВВС США. За свою службу Сьюз был награжден орденом 'За Заслуги' (Legion of Merit).
После войны Гейзель и его суп
руга перебрались в Ла-Хойю, Калифорния (La Jolla, California). Теодор вернулся к детской литературе; именно тогда свет увидели самые знаменитые его произведения – 'Как Гринч украл Рождество', 'Если бы я управлял зоопарком' ('If I Ran the Zoo'), 'Суперяичница' ('Scrambled Eggs Super!'), 'На зебре' ('On Beyond Zebra!') и 'Если бы я управлял цирком' ('If I Ran the Circus'). Книги Сьюза были награждены целым рядом престижных премий; к сожалению, медаль Кальдекотта (Caldecott Medal) и медаль Ньюберри (Newbery Medal) – две престижнейших награды за вклад в детскую и юношескую литературу – писателя миновали.
23-го октября 1967-го Элен Палмер, измученная непрестанной борьбой с болезнями – в частности, с раком – покончила с собой. 21-го июня 1968-го Гейзель женился вновь, на Одри Стоун Даймонд (Audrey Stone Dimond). Своих детей у Сьюза никогда не было.
Писатель скончался 24-го сентября 1991-го в Сан-Диего, Калифорния (San Diego, California). Сьюз уже несколько лет страдал от тяжелой формы рака горла; наконец, болезнь окончательно его одолела. Тело его было кремировано, останки рассеяны