Это сокровище народного рока, после которого старческие потуги ЧАЙФА или КРЕМАТОРИЯ слушать как-то стыдно.
ДМиК - не новички на отечественной рок-сцене. Лидер группы Светлана Чапурина на протяжении вот уже десяти лет - культовая фигура русского андеграунда.
В начале 90-х девушка с высшим музыкальным образованием по классу домры и неукротимым желанием играть собственную музыку приехала в город на Неве. Позади осталось руководство провинциальным ДК и тысячи километров, намотанных по стране. В Питере происходит знакомство с музыкантами, относящимися к построкклубовскому андеграунду, которые пытаются искать новые звуки и ритмы в отечественной музыке. Так зарождается "фолк-панк". Чапурина, естественно, против такого определения: "Мы играем просто альтернативную музыку". Но если учесть, что команда оказывается на стыке нестандартного саунда и инструментального драйва, подобного раннему НОЛЮ и ВОПЛЯМ ВИДОПЛЯСОВА, и душевного настроя (или, правильнее сказать, расстроя), близкого Янке Дягилевой, то определение получается вполне приемлемое. Критики уже предлагают попробовать на язык слово "фолк-кор".
Сменяются годы, проекты, названия и музыканты. В 1996 году формируется первый состав группы, которая получает запоминающееся название "Дочь Монро и Кеннеди".
Один за другим выходят ранние альбомы "Кобыль", "Хакер", "Хохот Моцарта", концертные программы. Выпущенные самопальными способами, они очень плохо записаны, но несут непередаваемый природный драйв.
С творчеством Светланы знакомятся знаковые фигуры отечественного андеграунда, такие как рок-критик Сергей Гурьев и гитарист Егор Летов. Высокие до восторженных оценки звучат из уст знаменитых и продвинутых журналистов Артемия Троицкого и Максима Семеляка. С апреля 1999 года стартуют регулярные туры по столичным клубам.
Стремление соединить ядерную энергетику и четкую, продуманную музыкальную концепцию предполагает высокое качество музицирования - и мастерство Чапуриной полностью отвечает этим требованиям. Свете удается достигнуть редкого синтеза: с одной стороны, она ориентируется на жесткие структуры в духе ее любимых Dead Kennedys, с другой - сказывается мощный бэкграунд: музучилище, консерватория...
Несомненная харизма и необычный подход к созданию текстов умножаются на оригинальное звучание, которое диктуется использованием редкого инструмента - можно смело утверждать, что Светлана является единственным в мире рок-исполнителем на домре. СМИ, к слову, этот резкий и жаркий инструмент периодически путают с громоздкой и скучной домброй.
Конечно. Рок можно играть и на арфе, и на лопате. Просто душа должна рваться из сердца, а песня - из души. Но особенность домры в том, что она предполагает еще и изрядную технику владения инструментом. Тут уж неумение играть не скроешь за искаженным электрическим звуком и псевдорокерской концепцией....
Концом андеграундных исканий становится выпуск в 2000 году альбома "Поражение". Рожденный на грани веков, он соединил в себе черты подпольной выразительности и попытку продвижения музыки в рамках шоу-бизнеса. Последующие события показали, что группа вольно или невольно умудряются сохранять выбранное направление. Происходят кардинальные изменения в составе - появляются барабанщик Алексей Петров ("Сезон дождей", "Глюкк и группа прикрытия", "Ливень") и басист Наиль Кадыров ("Зоопарк", "Разные люди"). В 2001-2002 гг. ДМиК много играет в клубах Москвы и Питера; в качестве хэдлайнеров с грандиозным успехом выступает на тюменском фестивале женского вокала "Сирин"; разогревает ГО на эпохальном концерте - презентации альбома "Звездопад"; записывает песню Летова "Сон наоборот" для трибьюта ГО; участвует в международном фестивале "Рок за мир на Кавказе" в Тбилиси; снимается в программе Дмитрия Диброва "Ночная смена"... Сохраняя культовый статус, группа набирает достаточно воздуха и силы для дальнейшей реализации в звукозаписи. Весной 2002 года созревает концертная программа, которая к осени получает воплощение в виде нового альбома. "Подмосковный Петербург".
Третий стандартный вопрос. Ответ прост, как песня жаворонка, как шелест травы. Любимая группа Чапуриной (прости, Господи!) DEAD KENNEDYS, что, возможно, частично объясняет и название проекта. Желание увидеться с лидером бешеных полит-панков Джелло Биафрой, несколько детское, но давнишнее и стойкое. Ведь у каждого свое солнце. Наконец-то у Светланы Чапуриной получилась лучшая песня о любви. Света поняла свою силу. Новая программа зафиксирована в рекордно короткие сроки. Первая создавалась десять лет. Эта - год. Пора анализа, раздачи серег и подсчета точек над "i" придет позднее. Но значение этого события переоценить сложно. Первый альбом, многострадальное "Поражение", стал чуть ли не самым "описанным" и положительно встреченным релизом русского андеграунда. Только особо приближенные особы бухтели про недостатки сведения, продюсирования и прочие непорядки. Коммерция не то, чтобы оставалась побоку - не утаим, что за это время несколько знаменитых лейблов пытались заключить контракт со Светланой Чапуриной, - но запереть птичку в клетку параграфов контракта, предписывающих артисту где, когда и с кем, не удалось. Только молодой лейбл BirdsFabric, прославившийся недавним фестивалем "Яйцо", смог предложить одновременно достаточную степень свободы и приемлемые условия для работы.
Чапурина как автор и как музыкант находится на пороге зрелости. Таких музыкантов всегда было немного. Сейчас их мало как никогда. И появляются они все реже и реже. В наших руках наше будущее.
Из прошлой жизни несомненен один плюс. Уже почти никому не надо, надеемся, объяснять, что такое ДМиК. Но нас, конечно же, интересуют состоявшиеся изменения. И они не всегда выразимы словами. Хочется вскочить, брать собеседника за рукав и показывать размер руками. Но мы вынуждены ограничиться текстом.
Дмитрий Дибров отметил гениальные коды композиций группы, и это половина разговора о том, что случилось. Находки устоявшейся и сыгравшейся ритм-секции Петров-Кадыров столь же многочисленны и красивы, как и движения, соло, переходы и каденции домры, растущие от истерна до фламенко. Музыкантам чрезвычайно интересно друг с другом, что нынче, согласитесь, редкость. Они умеют создать настроение и умеют создавать музыку.
Группа ДМиК давно танцует свой рок-н-ролл между городами на Неве и Москве-реке. Ныне историческое противостояние двух российских столиц за право считать эту группу по духу своей вступило в очередную решающую фазу. Группа выбрала Питер, но группу-то выбрала Москва. Альбом - новая страница в этих взаимоотношениях, бесконечных метаниях русской души между кухонным теплом андеграунда, который постепенно покрывается мелким бытовым воровством, и мундирной, невыносимой необходимостью жить каждый день, даже если за вековым лепным фасадом этой жизни сразу начинается пояс развалин.
Всего лишь "парочкой душевных теплых слов", проникающих в наше подсознание, Света создает образ, обряд и вселенную. И потом сама начинает вырываться за эти пределы. Это так похоже на всех нас...
Альбом переполнен сложным и чертовски женским ощущением жизни. Той беззаботной трагичностью, той неуловимой черточкой в мироздании, придуманной Богом специально, чтобы нельзя было понять его замысел. Той самой таинственной нотой, которая делает жизнь настоящей. И еще точностью интонаций - после Светы нельзя повторять ее слова, не повторив интонацию. Мы и не будем повторять.
Посмотрите на Светлану, когда она делает свое дело, играет музыку. Вы сможете, если захотите, почувствовать ЭТО. Девочкина жизнь, Женская судьба - не поле для анализов и пресс-релизов.
Светлана Чапурина родилась 19 ноября 1970 г. в поселке Первомайский (ныне г.Новодвинск) Архангельской области. В юности изъездила с родителями в буквальном смысле всю страну, умудрившись при этом окончить музыкальную школу в Николаевске-на-Амуре, Хабаровское музучилище по классу домры и стать победительницей музыкального конкурса Дальнего Востока и Сибири, проходившего во Владивостоке. В 1989 году она поступает в Свердловскую консерваторию, которую, однако, бросает, проучившись всего полтора года, и устраивается на работу директором Дома Культуры пос. Крутец Устюженского района Вологодской области - данный населенный пункт был ею выбран случайно, "методом тыка" пальцем в карту. Однако, проработав там всего полгода, будущая звезда питерского акустического андеграунда снова пакует чемоданы и 8 марта 1992 г. переезжает в Город на Неве.
В акустическом клубе "Стерх" Света знакомится с Алексом "Гиллеспи" Петроченко - питерским музыкантом, переигравшим в массе групп (в том числе эпизодически с АУ) и являющимся лидером собственного проекта ДВЕРИ. Гиллеспи знакомит Свету с апологетом питерского акустического движения Алексеем "Зайцем" Зайцевым, на квартире которого и проходят её первые концерты.
9 октября 1992 г. в офисе Храма Рок-н-Ролла (имени Коли Васина), в работе коего Светлана некоторое время принимает участие, происходит ее встреча с музыкантами белорусской (г.Солигорск) группы ГРИФОН - Олегом Куковичем и Константином Соколом, ставшими впоследствии ядром одной из инкарнаций её электрического проекта.
11 мая 1993 г. Чапурина записывает у Зайца первый сольный акустический альбом "Кобыль", произведение, безусловно, шедеврального порядка (см. рецензию Дм.Иванишена в FUZZ'е 25/95), оригинал которого был, к сожалению, - как это водится в России - по ошибке стерт.
Стиль, в котором работает Чапурина, можно, пожалуй, определить как русский народный панк - без обязательной установки на Свинью либо на Егора. Красивые, цепляющие мелодии на стыке российского мелоса и гаражной традиции, виртуозное владение домрой (инструментом в общем-то нехарактерным для рок-н-ролла), стильный, блюзовый вокал в сочетании с совершенно безумными, сказочно-изнаночными текстами дают просто ядерный по воздействию результат.
В конце 1993 года рождается первый электрический проект Светы - СТРУП, в состав которого, помимо нее, входят Гиллеспи - перкуссия, Дмитрий "Бэн" Полушкин - гитара и Дмитрий Качалов - бас. Группа дает ряд квартирников у Зайца и концерт в Солигорске, после чего тихо распадается.
В течение 1994 года Светлана учится в Полиграфическом техникуме, играет квартирники в Питере и Солигорске (иногда - в дуэте с Гиллеспи), а также пробует себя в прозе (цикл ее парадоксальных миниатюр опубликован в фэнзине "ОСКОЛКИ" (СПб., 4/96)). В -- 3-4/94 новосибирской рок-газеты "ЭНСК" появляется статья Дм.Иванишена "Я становлюсь сентиментальной в этой войне", чрезвычайно четко и емко рисующими Свету того периода.
1995 год начался с выступления 28 января на акустическом фестивале в г.Данилов Ярославской области (см. газету "Северянка" 9.02.95 (где, правда, перепутали даты), а также "Убинский вестник" 28.03.95), которое произвело фурор среди местной молодежи и возвело Чапурину в ранг культовой фигуры г.Данилова (см. фэнзин "РЕЖИМ" 3/97).
17 апреля 1995 г. Света участвует в программе Екатерины Борисовой "Редкая Птица" на СПб-радиостанции "Катюша", а 24 мая выступает на фестивале Русского Акустического Андеграунда, организованного Зайцем в помещении Петербургского реставрационного лицея; правда, в двухкассетный сборник, выпущенный по следам фестиваля музыкальным издательством "Добрый Волшебник", это выступление по независящим от Светы причинам не вошло.
Во время одного из визитов в Солигорск Светлана собирает новый электрический состав ХАКЕР в составе: С.Ч. - вокал, домра, Олег Кукович - барабаны, Дмитрий Понтелейко - бас, Бэн - гитара. В ночь с 18 на 19 сентября, накануне свадьбы Светы и Олега, группа, рекрутировав в качестве сессионного гитариста Константина Сокола, записывает ЕР на студии солигорского телевидения "Солтэк", а также снимает клип к песне "Нежность" (кавер эвергрина Пахмутовой - Добронравова).
На рубеже 95 - 96 годов Кукович и Понтелейко перебираются в Питер, где у группы, переименованной в СЪЕШЬ ГРИБЫ, начинается довольно мрачный период, связанный преимущественно с бытовой неустроенностью всех ее участников, что достаточно полно отражено в пространном интервью, данном ими фэнзину "ОСКОЛКИ" 3/96.
В мае трио пытается привлечь к совместной работе гитариста гр. АВАРИЯ Юрия Шенкера, но безуспешно. В результате внутренних разногласий Понтелейко покидает группу, но в конце июня 1996 г. на стритовом концерте у метро "Электросила" Кукович знакомится с Игорем Потаповым, бас-гитаристом, решившим было к тому времени завязать с музыкой, но с интересом воспринявшим идею поиграть в составе домра/бас/барабаны. В результате группа оседает на точке в Институте Холода и Пищевых Технологий ("Холодильнике"), где Потапов работает телефонистом внутренней АТС.
5 июля группа, переименованная - в очередной раз - в "ДОЧЬ МОНРО И КЕННЕДИ", участвует в фестивале клуба "Гора", посвященном двухлетию газеты "Сорока", и выступает весьма удачно, несмотря на изрядные проблемы со звуком (см. "СОРОКА" 1.07.96).
К осени "ДОЧЬ МОНРО И КЕННЕДИ" подготавливает программу, состоящую из старых и новых песен с латентной (в силу специфики состава) ориентацией на "DEAD KENNEDYS" - более жесткой, лаконичной и быстрой. 1-го и 4-го ноября на точке в "Холодильнике" Заяц записывает демо-альбом "4.11.96", после чего группа прекращает активную деятельность, т.к. Света и Олег ждут ребенка. 19 января 1997 г. у них родился сын Егор.
К концу года, однако, группа возобновляет репетиции, готовясь к записи нового альбома. 3 февраля 1998 г. группа дает сольный концерт в Молодежном Театре на Фонтанке (организатор - друг и администратор группы Дмитрий Делендик). К сожалению из-за почти полного отсутствия информационной поддержки этот хорошо сыгранный концерт можно назвать провальным. Одновременно в группе продолжает нарастать кризис, связанный со все большим уходом Потапова в религию. В результате в авральном порядке - чтобы успеть до начала Великого Поста, на время которого Потапов категорически отказывается музицировать, - все на той же точке группа записывает альбом "Хохот Моцарта", наполовину состоящий из новых вещей, наполовину - из старых хитов. Однако качество записи музыкантов не удовлетворило, и, несмотря на то, что пробный тираж, выполненный музыкальным издательством "Добрый Волшебник", уже разошелся (см. рецензию Т.Ивановой в FUZZ'е 5/98), группа решила перезаписать материал - что и случилось в ночь с 3 на 4 июня на студии ЛИКИ (звукооператор - Сергей Харченко). В тех же числах снимается клип на песню "Я вижу, как ты гибнешь", после чего Игорь Потапов покидает ряды ДмиК. Лишившись таким образом и басиста, и точки, проект опять повисает в воздухе.
К настоящему времени, однако, группу удалось реанимировать. В самиздатовском журнале "УТОПИЯ" 2/1998-99 появляется статья В.Тупикина "Не бей меня!", способствовавшая популяризации творчества Светланы в московских альтернативных кругах.
В апреле "ДОЧЬ МОНРО И КЕННЕДИ" впервые приезжает в Москву, где отыгрывает два концерта: 17 апреля - в клубе "Факел", 18 апреля - в клубе "Форпост".
Новости'2001: не прошло и месяца после выхода нового альбома, а в группе уже происходят существенные перемены! На московских концертах 11-12 января ДМиК появилaсь в обновленном составе - на барабанах теперь играет Алексей Петров, известный в кругу меломанов по работе в питерской группе СЕЗОН ДОЖДЕЙ (арт-рок). Оставаясь верной себе и своей музыке, Света продолжает искать новое качество и новые краски. Не пропустите грядущие концерты, ибо эксперименты со звуком на этом явно не закончатся.
Дискография:
1993 Светлана ЧАПУРИНА "Кобыль" (акустика, программа квартирников 1992-1994 гг.). Записан на домашней студии Алексеем "Зайцем" Зайцевым (СПб).
1995 ХАКЕР "Хакер". Запись на студии солигорского телевидения "Солтэк". EP.
1998 ДМиК "Хохот Моцарта". Студия "Лики". Выпущен небольшим тиражом ПМИ "Добрый Волшебник" (СПб).
1999 ДМиК "LIVE!". Запись концерта в клубе ЗООПАРК (СПб) 31.05.99г. Домашний тираж. JSR.
2000 ДМиК "Поражение". "Отделение ВЫХОД". CD.
...Из всех питерских поющих женщин нужно сделать акцент на одной малоизвестной и вместе с тем самой неординарной певице современной российской рок-сцены. 28-летняя Светлана Чапурина возглавляет трио с весьма неожиданным набором инструментов: она поет и играет на домре в сопровождении крайне напористой ритм-секции. Бас-гитарист ее группы звучит как Крис Сквайр из Yes, которому почему-то вздумалось играть русский экзистенциальный панк. Резкие, отчаянно-самозабвенные песни Светы изобилуют неожиданными образами: сказочными, звериными, притчевыми. Нынешний состав ее группы носит эксцентричное название "Дочь Монро и Кеннеди" - если он сумеет добиться адекватного резонанса, это будет, возможно, крупнейшее открытие русского рока последних лет. К сожалению, у по-настоящему оригинальных, самобытных проектов неизбежно возникают серьезные проблемы с радиоформатом...
Состав
Светлана ЧАПУРИНА - вокал, домра, песни
Наиль КАДЫРОВ - бас
Алексей ПЕТРОВ - барабаны