Художник Юрий Анненков, в своих воспоминаниях о работе над одним из самых грандиозных революционных зрелищ – «Взятие Зимнего дворца», – писал: «Организатором этого спектакля был очень талантливый пианист и композитор, мой друг, юный Дмитрий Темкин. Его творческая и организаторская энергия была (и осталась) неисчерпаемой и чрезвычайно продуктивной, воодушевляющей всех создателей и участников спектакля»1.
Возникает законный вопрос: кто такой Дмитрий Темкин? И почему именно ему было доверено разрабатывать музыкальную сторону столь важного идеологического действа?
Дмитрий Зиновьевич Темкин (Dimitri Tiomkin) родился в городе Кременчуг в 1894 или, возможно, в 1899 году (как и было указано в его паспорте). Его мать, Мария Темкина (в девичестве Тартаковская) преподавала музыку, отец был врачом. Учился в Санкт-Петербургской консерватории по классу фортепиано у Феликса Блуменфельда и Изабеллы Венгеровой, и в классе композиции, гармонии и контрапункта Александра Глазунова, а в свободное время часто проводил время в «Бродячей собаке», общаясь с другим талантливым студентом консерватории Сергеем Прокофьевым и танцором Михаилом Фокиным.
Темкин зарабатывал себе на жизнь, аккомпанируя балерине Тамаре Карсавиной и импровизируя во время выступлений комедианта Макса Линдера. Профессиональный дебют Дмитрия Темкина в области киномузыки состоялся в кинотеатрах Петербурга, где он был тапером, сопровождая немые фильмы – по большей части русские и французские.
Даже интерес Темкина к американской популярной музыке начался еще в России, в «Бродячей собаке», где он впервые услышал Alexander's Ragtime Band Ирвина Берлина. Берлин принес в «Бродячую собаку» рег-тайм, блюз и ранний джаз через одного из своих учеников – чернокожего певца, исполнителя негритянский песен из Нового Орлеана, оставшегося в России после одного из гастрольных туров составе шоу.
В 1920 году, как уже было сказано, Дмитрий Темкин принимал самое деятельное участие в организации революционного действа «Взятие Зимнего дворца», состоявшегося в третью годовщину революции, 25 октября (по старому стилю) на площади Урицкого (как тогда называлась Дворцовая площадь). Кроме Юрия Анненкова его соратниками в этом непростом деле были Николай Евреинов2, Гуго Варлих3, Александр Кугель4, Николай Петров, Константин Державин5, Лев Никулин6.
В 1921 году Дмитрий Темкин эмигрировал в Берлин, где его отец, уже давно покинув первую семью, имел врачебную практику (по счастью, Темкин говорил по-немецки и по-французски).
В Берлине Темкин брал уроки у Феруччо Бузони, а также у его учеников Эгона Петри (Egon Petri) и Михаэля Задора (Michael Zadora). Он концертировал (даже выступал с оркестром Берлинской филармонии с Вторым концертом Листа) и писал легкую музыку: фокстроты, марши и вальсы.
Темкин делил комнату со своим коллегой, пианистом Михаэлем Каритоном (Michael Kariton). Они подготовили программу для двух фортепиано, что в то время было чрезвычайно популярно, и поехали в Париж, где Темкин познакомился со своим знаменитым соотечественником – Федором Шаляпиным.
Великий певец тепло отнесся к талантливому молодому человеку, и стал его убеждать отправиться на поиски счастья в Америку.
Вероятно, именно протекция Шаляпина привела к тому, что фортепианный дуэт Темкина-Каритона получил приглашение от одного из бродвейских продюсеров, Морриса Гэста7, принять участие в водевильном турне по Соединенным Штатам.
В 1925 году Дмитрий Темкин прибыл в США. Он и Каритон аккомпанировали балетной труппе, которую возглавляла Альбертина Раш (Albertina Rasch) – балерина и хореограф родом из Австрии. Через некоторое время профессиональные отношение переросли в личные, и в 1927 году Темкин женился на «Альбертиночке».
В начале 1927 года Темкин простился с Каритоном и отправился в турне «от побережья до побережья» с «Американским Балетом Альбертины Раш». Он был не только композитором и аранжировщиком, но и музыкальным директором труппы.
В том же году он дал концерт в Карнеги-Холл, представляя американской публике современные произведения Александра Скрябина, Франсиса Пуленка, Александра Тансмана8 и Мориса Равеля, а также собственную композицию “Quasi-Jazz”.
В 1928 году новобрачные направились в Париж, где Темкин исполнил “Rhapsody in Blue” и, впервые в Европе, “Concerto in F” Джорджа Гершвина. Это было знаменательное событие: сам автор присутствовал на концерте. Среди публики также находились Сергей Дягилев, Сергей Прокофьев и Владимир Дукельский9 (Вернон Дюк).
Вернувшись в Соединенные Штаты, Темкин отправился в турне, исполняя музыку французских импрессионистов и несколько джазовых пьес. Как оказалось, эти гастроли были для него последними. Экономический обвал 1929 года лишил работы обоих – и Темкина и Альбертину Раш.
Спасением оказалось приглашение в Голливуд – дать балетное представление премьере фильма Broadway Melody (производство Metro-Goldwyn-Mayer) в Китайском театре Граумана (Grauman’s Chinese Theatre).
В феврале 1929 года Раш и Темкин прибыли в Калифорнию, а к концу этого года Альбертина Раш сделала постановку танцевальных номеров уже для трех мюзиклов производства MGM. Темкин продолжал снабжать труппу музыкой.
Осенью 1929 года Темкин подписал контракт со студией “Metro-Goldwyn-Mayer” (в течение двух последующих лет он написал музыку к спектаклям Devil-May-Care, The Rogue Song, и Lord Byron of Broadway), а в 1931 году началось его сотрудничество со студией “Universal”.
Заказы на музыку для фильмов поступали, но их было не так много, пока на одной из вечеринок он не встретил Франка Капру (Frank
Capra), знакомство с которым переросло в дружбу и многолетнее сотрудничество.
Впервые они работали вместе над фильмом Lost Horizon (1937). Богатая оркестровка, использование необычных тембровых комбинаций, фоновая музыка, сопровождающая диалоги героев, где инструментовка соответствовала тембру голоса актера – все это завоевало Темкину признание. Музыка к этому фильму даже была номинирована на Academy Award, хотя в результате награда досталась главе музыкального отдела студии.
В 1937 году Дмитрий Темкин, наконец, получил американское гражданство.
В дальнейшем Капра и Темкин вместе работали над фильмами You Can’t Take It With You (1938), Mr. Smith Goes to Washington (1939), Meet John Doe (1941), и It's a Wonderful Life (1947).
Во время Второй мировой войны Капра привлек Темкина к работе над серией фильмов «Почему мы сражаемся» (“Why We Fight”), которые делались по заказу армии. Результатом была дюжина документальных лент, в том числе The Negro Soldier (1944) и The Battle of San Pietro (1945). Вполне вероятно, что в бессмертном фильме Лиозновой «Семнадцать мгновений весны», в сцене просмотра фашистскими бонзами американских пропагандистских фильмов звучит музыка Дмитрия Темкина.
Те знакомства, которые Темкин завязал во время работы над патриотическими фильмами, приносили ему работу и после окончания войны.
Для продюсера Стенли Крамера (Stanley Kramer) он написал музыку к фильмам So This Is New York (1948), Champion (1949), Home of the Brave (1949), Cyrano de Bergerac (1950), и The Men (1950). Однако лишь фильм High Noon (1952) (продюсер – Стенли Крамер, режиссер – Фред Циннеманн (Fred Zinnemann) изменил ход его карьеры.
Песня “Do Not Forsake Me, Oh My Darlin’,” стала знаменитой. Последовала серия песен, номинированных на «Оскар»: “Thee I Love” (из фильма Friendly Persuasion), песня из к/ф Wild Is the Wind, “Strange Are the Ways of Love” из к/ф The Young Land, “The Green Leaves of Summer” из к/ф The Alamo, песня из к/ф Town Without Pity и “So Little Time” из к/ф 55 Days at Peking. Его талант мелодиста в сочетании с чутьем опытного кинокомпозитора поднимали эти песни до уровня драматическоих сцен. Хенри Хэнигсон (Henry Henigson) как-то сказал о нем: «Он поддакивает всем и каждому, но он делает то, во что сам верит».
Темкин сотрудничал также с Альфредом Хичкоком, работал над фильмами Shadow of a Doubt (1942), Strangers on a Train (1951), I Confess (1953) и Dial M for Murder (1954). Результатом его двадцатилетнего сотрудничества с Ховардом Хоксом (Howard Hawks) были, в том числе, фильмы Only Angels Have Wings (1939), Red River (1948), The Thing (1951), The Big Sky (1952), Land of the Pharaohs (1955) и Rio Bravo (1959).
Хотя он писал музыку ко многим вестернам, как Duel in the Sun (1940-е), наибольшую славу ему принесла работа над фильмом High Noon, а также фильмами Джона Уэйна (John Wayne) Red River, Rio Bravo, и The Alamo, фильмом Giant (1956), и телесериалом Rawhide.
В 1950-е – начале 1960-х годов Темкин был на вершине своей популярности, получив 4 Academy Awards за шесть лет (с 1952 по 1958 год). Его слава кинокомпозитора была прочти беспрецедентной. Он был номинирован на «Оскар» за музыку к фильму High Noon, получил двух «Оскаров» за музыку к фильмам The High and the Mighty и The Old Man and the Sea (музыка к которому была навеяна совместными поездками на рыбалку с его старым другом Фрэнком Капрой).
Перечень его работ пополнила музыка к фильмам The Guns of Navarone (1961) и, в сотрудничестве с продюсером Самюэлем Бронстоном (Samuel Bronston) 55 Days at Peking (1963), The Fall of the Roman Empire (1964) и Circus World (1964).
Дмитрий Темкин прекрасно прижился в Голливуде, хотя так и не смог научиться говорить без акцента. Среди его коллег в области киномузыки было немало эмигрантов – например, Эрих Вольфганг Корнгольд (Erich Wolfgang Korngold), Франц Ваксман (Franz Waxman), – но он единственный из них был русским.
В отличие от его современников, у Темкина никогда не было долгосрочного контракта с какой-либо из студий. Его статус свободного художника позволял ему подписывать договор на наиболее выгодных условиях, что было на руку и другим кинокомпозиторам.
Удивительная жизнь Темкина в Америке пришла к концу со смертью его жены Альбертины Раш в 1967 году. Когда он возвращался после похорон, на него напали грабители. Вероятно, он воспринял это как знак свыше: продал дом на Windsor Square-Hancock Park в Лос-Анджелесе и вернулся в Европу.
Он принимал самое активное участие в создании и продюсировании фильма Tchaikovsky, который был номинирован на Academy Award в категории «фильм на иностранном языке». Фильм снимался в России, и это позволило ему вернуться на Родину.
В последние годы Дмитрий Темкин жил то в Париже, то в Лондоне. В 1972 году он женился на Оливии Синтии Пэтч (Olivia Cynthia Patch).
Дими, как его называли друзья, скончался в Лондоне, 11 ноября 1979 года. Похоронен в городе Глендейл (Калифорния) на кладбище Forest Lawn Memorial Park