Режиссер Дмитрий Светозаров, автор 'Псов', 'Арифметики убийства' и 'Прорыва', а также сериалов 'Агент национальной безопасности', 'По имени Барон', закончил съемки первых восьми 52-минутных серий телевизионного фильма 'Танцор' по сценарию молодых драматургов Дениса Банникова и Михаила Смоляницкого (это свободная экранизация одноименного романа Владимира Тучкова). Генеральный продюсер 'Танцора', который снимает компания 'Смак' для Первого канала, - Андрей Макаревич.
- Большинство твоих картин сделано в жанре триллера. А нынешняя?
- У романа 'Танцор' есть подзаголовок - 'виртуальный детектив'. И это довольно точное определение того, что я делаю. Мне кажется, в этом жанре у нас еще никто не работал.
Это история людей, живущих в мире компьютеров, вся их жизнь подчинена им, поступки диктуются компьютерными программами. Для кибер-людей это вторая реальность. Огромное количество молодежи часами, если не сутками просиживают перед мониторами своих компьютеров, торчат в интернет-кафе. Общаются со всем миром, разговаривают в режиме on-line. У них сложился свой сленг, свои морально-этические нормы, даже любовь у этой категории молодежи носит какой-то искусственный механистический оттенок.
- 'Человек-машина'?
- Если говорить пафосно, человек - это венец творения, и его чувства, надежды и мечты ничто не может заменить, каким бы слабым и грешным он ни был.
В центре сюжета - компьютерная игра 'Метрополис', которая является сложно организованной криминальной системой, неким способом режиссуры. Она состоит из элементов реальности, которая сплавлена с псевдореальностью, это довольно запутанный изощренный способ общения со зрителем. Поскольку фоном является жизнь компьютеризированного поколения, в нашем сериале возник новый визуальный язык, который создается при участии питерской компьютерной студии 'Бегемот'. Однако мы не собираемся соревноваться с голливудской 'Матрицей', возможности нашей графики и бюджета в сотни раз скромнее. Мне хотелось многие вещи решить на человеческом уровне, затронуть моральные аспекты дегуманизации общества.
- А главный герой?
- 'Танцор', которого играет молодой петербургский актер Юрий Хвощнянский (он у меня снимался в 'Агенте национальной безопасности' и в сериале 'По имени Барон'), - это актер-неудачник, ставший платным жиголо в ночном клубе. Когда его вовлекли в игру, название его профессии становится кличкой.
- А в чем состоит игра?
- Игроки получают задание от юзеров*. Их рейтинги и бонусы растут по мере того, как они выполняют поставленные задачи. В основе состязания - принцип тотализатора, это как скачки, к финишу нужно прийти первым. С какого-то момента Танцор начинает получать задание криминального характера. Он понимает, что из него пытаются сделать киллера.
- Ты работаешь со старой командой?
- Да. Это оператор Александр Устинов, режиссер монтажа Константин Фиревич, художник Владислав Никулин. В главной женской роли Стрелки Юлия Шарикова (она уже играла у Снежкина в 'Цветах календулы'), наша землячка, ныне блестящая молодая актриса МХАТа им. Чехова. Мы выкрасили ей волосы в ярко-рыжий цвет, отчего она стала здорово походить на Милу Йовович. Известный режиссер и антрепренер Рудольф Фурманов выступает аж в восьми ипостасях - дьявола, тореадора, Кармен и т.д. В фильме также заняты Вадим Яковлев, Михаил Трясоруков, Андрей Зибров, Анна Геллер и Анна Банщикова. Кроме того, у нас снимались замечательные телезвезды Юрий Гальцев, Александр Лыков и Семен Фурман.
- Где проходили съемки?
- В Петербурге и в Академическом поселке в Комарове, на даче наследников великого физика Владимира Фока. Одну сцену снимали в ресторане 'Русская рыбалка' на Крестовском острове.
- Я знаю, что в 'Танцоре' ты дебютировал в качестве исполнительного продюсера.
- В качестве исполнительных продюсеров дебютировали в нем двое - ваш покорный слуга и Андрей Сигле, замечательный композитор, с которым я сделал все свои последние теле- и киноработы. Работа исполнительного продюсера - особая сфера, в которой режиссура и организация производства влияют друг на друга и действуют в одном ритме. Вместе с Сигле мы создали компанию 'АС/ДС' (Андрей Сигле/Дмитрий Светозаров), она будет заниматься реализацией всевозможных кино- теле- и музыкальных проектов для ведущих телеканалов России. К сожалению, за последние годы много профессионалов ушло из кинематографа. Собрать и сохранить свою команду непросто. Это штучный отбор.
Не скрою, что мы занимаемся коммерцией, ведь любой телепроект - заказной. Но мы хотим делать это честно, как говорил Иннокентий Анненский, вкладывая 'всю душу и сердце дотла'.
- А что еще в планах?
- Я думаю об амбициозном двенадцатисерийном телепроекте для одного из российских каналов. Для большого экрана я бы хотел сделать фильм 'Любочка' о Женщине с большой буквы, загадочном, непостижимом, удивительном и страшном существе. Вообще, меня сейчас интересуют две темы - Женщина и Смерть.
- Ты работаешь без передышки?
- Да, это труд гребца на галере. Только опыт и профессионализм позволяют выдерживать такой ритм. Изыскиваю внутренние резервы. Перешагнув пятидесятилетний рубеж, я понял, что барство, расслабленность прошлого не являются оптимальными условиями для творчества. Хотя сейчас я страдаю от отсутствия времени для чтения книг и хороших фильмов. Выдавливаю из себя интеллектуальный запас, накопленный много лет назад. А еще меня спасает мой любимый блюз. Придешь усталый домой, поставишь Джона Ли Хукера, и силы возвращаются...
*Юзера - продвинутые пользователи компьютеров (а еще говорят, что это ламер, который знает, где находится кнопочка any key).