С 1937 года в Красной Армии. В 1939 году окончил Ленинградское военное авиационно - техническое училище. Участник Советско - Финляндской войны 1939 - 1940 годов. В 1941 году Окончил Качинскую военную авиационную школу лётчиков.
Родился 7 Ноября 1920 года в деревне Следюки, ныне Быховского района Могилёвской области, в семье крестьянина. Окончил 3 курса Минского политехнического техникума. С 1937 года в Красной Армии. В 1939 году окончил Ленинградское военное авиационно - техническое училище. Участник Советско - Финляндской войны 1939 - 1940 годов. В 1941 году Окончил Качинскую военную авиационную школу лётчиков.
В боях Великой Отечественной войны с Июня 1941 года. Отличился при обороне Ленинграда. Один из первых овладел техникой ночных полётов.
К Июню 1942 года командир звена 26-го истребительного авиационного полка ( 7-й истребительный авиационный корпус, Ленинградская армия ПВО, Войска ПВО территории страны ) Старший лейтенант Д. Е. Оскаленко совершил 197 боевых вылетов, в 23 воздушных боях лично сбил 11 и в составе группы 1 самолёт противника. 26 Сентября 1942 года погиб при выполнении боевого задания.
Всего совершил 230 боевых вылетов, лично сбил не менее 14 самолётов противника. 14 Февраля 1943 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, ему посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза.
Награждён орденами Ленина, Красного Знамени, Красной Звезды. Похоронен в посёлке Дубровка Всеволожского района Ленинградской области. Его именем названы улицы в городах Санкт - Петербург и Быхов, площади в посёлке Дубровка и селе Следюки. На здании Дубровской средней школы установлена мемориальная доска.
* * *
"В нашей дружной боевой семье лётчиков, защищавших Ленинград, было много людей большой отваги и мужества, чьи подвиги яркой страницей вошли в историю Великой Отечественной войны. Один из них - Герой Советского Союза Дмитрий Ефимович Оскаленко. Он одним из первых на Ленинградском фронте освоил полёты в ночных условиях. В кромешной тьме, обходя огонь вражеских зениток, он и его товарищи наносили удары по вражеским аэродромам и пехоте. Воевал Оскаленко недолго. Он погиб, защищая Ленинград. Но сделал очень много: в воздушных боях сбил 23 вражеских самолёта. Имя Дмитрия Оскаленко было присвоено эскадрилье, в которой он служил".
Эти слова принадлежат бывшему лётчику - истребителю, активному участнику боёв за Ленинград, Герою Советского Союза Ивану Павловичу Неуструеву.
"Дмитрий ещё в Каче зарекомендовал себя способным слушателем. Он досконально изучил материальную часть, безукоризненно владел теорией, был примером для однокашников в технике пилотирования. По прибытии в Ленинградский военный округ его назначили в 26-й истребительный авиационный полк, на вооружении которого имелись самолёты И-16 и И-153 ( "Чайки" ). Два месяца учёбы в мирных условиях Оскаленко использовал с максимальной пользой для повышения своего лётного мастерства, а когда началась война, он сразу же включился в активные боевые действия. Вскоре имя 20-летнего Лейтенанта гремело не только в его родном полку, но и в других частях соединения".
А это пишет в своих воспоминаниях не менее известный лётчик - истребитель, дважды Герой Советского Союза Н. Ф. Кузнецов.
"Когда встал вопрос: кого из фронтовиков пригласить на митинг Ленинградской молодёжи, в числе других была названа фамилия лётчика - истребителя Дмитрия Оскаленко, позднее удостоенного звания Героя Советского Союза.
Митинг состоялся 14 Августа а Таврическом дворце. Из - за воздушных тревог трижды приходилось прерывать работу. Оскаленко приехал с опозданием, потому что принимал участие в отражении вражеских налётов. Он выступил на митинге после писателя Всеволода Вишневского и сказал, что, несмотря ни на какие трудности, воины полны решимости разгромить зарвавшегося врага. Затем рассказал о своём опыте ночных полётов и обратился с призывом ко всем воинам фронта: "Первым нападай на врагов, сколько бы их ни было. Выигрывай каждую секунду в бою. Этим и достигается победа".
Эти строки принадлежат бывшему помошнику начальника Политуправления Ленинградского фронта по комсомольской работе Полковник И. С. Бачурину.
Я долго думал, с какого эпизода начать рассказ об этом человеке. Может, с того, как Дмитрий Оскаленко дрался один против 7 вражеских самолётов ? Или как он отметил День авиации 18 Августа 1941 года, когда сбил сразу 3 немецких самолёта ? Впрочем, не менее интересны и его ночные бои. Вот, например, что пишет в своей известной книге "Под крылом - Ленинград" кандидат исторических наук И. Г. Иноземцев:
"Не сумев уничтожить корабли Краснознамённого Балтийского флота, немецкое командование решило запереть их в восточной части Финского Залива. В Мае - Июне 1942 года оно предприняло попытку с помощью авиации заминировать фарватеры в районе военно - морской базы Кронштадт. С 27 Мая по 14 Июня немецкие бомбардировщики Ju-88 и He-111 в целях минирования произвели 306 самолёто - вылетов... Минные постановки велись ночью, сначала с высоты 800 - 1200 метров, но из - за больших потерь врагу пришлось увеличить высоту до 3000 - 4000 метров. Но и эта операция ему не удалась. При минных постановках противник потерял несколько десятков самолётов. Особенно отличились в те дни лётчики 26-го истребительного авиаполка Капитан В. А. Мациевич и Старший лейтенант Д. Е. Оскаленко".
А что, если рассказать о Дмитрии Оскаленко не языком боевых эпизодов, а его собственными словами ?
То, что писал Дмитрий, вовсе не предназначалось для опубликования. Это его письма жене. Всего их было 12. Первое датировано 20 Июля 1941 года, последнее - 21 Сентября 1942 года. Вот короткие выдержки из этих писем:
"Не удивляйся этому письму и тому месту, откуда я пишу. Ведь это неизбежно на войне. Через 3 часа после нашего расставания моя машина было подбита, я кое - как дотянул
до линии фронта и приземлился на огороде, где, к великой радости, были наши. Сейчас чувствую себя хорошо. Лишь небольшой осколок повредил мне нос и лоб: придётся полечить..."
"Знаешь, Нина, сегодня бесчисленное множество посетителей совершенно меня расстроило. Хорошо быть здоровым... Я жду не дождусь, когда выпишусь и снова в бой. Скорее бы драться..."
"Я на старом месте. Снова влился в настоящую авиационную жизнь, немного подлетнул, как говорится, душу отвёл. Тянет меня в бой. Скорее бы !..."
"Получил твоё письмо от 14 Марта. Как я был рад ! В эту же ночь летал первый на штурмовку, заставил замолчать одну зенитку и потом работали беспрепятственно. От хорошего настроения зависит и успех в работе..."
"На днях получил твоё письмо и очень был рад ему... Ты пишешь насчёт леса, где по пояс лазаешь по снегу, валишь деревья. Насчёт жизни где - нибудь в лесу, ты в точности узнала мои мысли. Я в нём родился и вырос, но несколько лет назад уехал из своих родных лесных краёв... Я сейчас буду всеми силами и средствами драться за каждую минуту жизни. Но не только своей..."
"Ниночка, ты не знаешь характера нашей семьи. Мы много говорить не можем. Никто... Я люблю людей крепких, неболтливых, с серьёзным умом и чистым сердцем. Что уж сказал, так сделал. Такие люди по мне. Вот что я любля в своих ребятах - так умение быть хозяевами своего слова. С такими людьми хоть куда - на бой и подвиг..."
"Работать приходится день и ночь. Ночью самому, а днём вывозить молодёж, чтобы быстрее могли вместе со "стариками" бить врага. А той ночью, когда я писал письмо, все говорят, что я здорово отличился..."
В ту ночь Дмитрий Оскаленко сбил вражеский самолёт. Это была одна из первых ночных побед под Ленинградом.
Готовя летнее наступление на Ленинград, немецкое командование решило в первую очередь уничтожить корабли Балтийского флота, пока скованные льдом на Неве, они были лишены возможности маневра.
4 Апреля 1942 года в 18 часов 05 минут РЛС "Редут" обнаружила крупные группы немецких самолётов, идущие курсом к городу. В налёте участвовало 132 бомбардировщика под прикрытием 20 истребителей.
В считанные минуты система ПВО была приведена в боевую готовность, 20 советских истребителей поднялись в воздух и пошли навстречу врагу. Над Финским заливом разыгрался напряжённый воздушный бой, в котором лётчики Мациевич, Оскаленко, Апполонин и Беликов сбили по одному бомбардировщику. Однако удержать такую армаду противника они не смогли и около 60 вражеских самолётов сумели прорваться к стоянкам кораблей, где были встречены интенсивным заградительным огнём зенитной артиллерии. В результате, немецкие лётчики не смогли нанести прицельного удара и наши корабли почти не пострадали.
В конце Апреля ночные налёты на Ленинград возобновились. В одну из ночей, наши лётчики - ночники, вылетев навстречу трём немецким бомбардировщикам, пытавшимся минировать Финский залив, в коротком бою уничтожили всю группу противника: один был сбит Капитаном В. А. Мациевичем и два - Старшим лейтенантом Д. Е. Осталенко...
"Нового в моей жизни ничего нет. Всё собираюсь съездить на ренген, что - то уж слишком болит в правом боку. А в общем - ничего, даже совестно болеть. Как вылетишь в бой - все болезни разом проходят..."
"Жив здоров, и вообще всё в порядке. Третьего числа ещё подрался и ещё увеличил счёт на одного стервятника. Приходится тяжеловато, потому что вожу молодёжь, а учить её драться не так легко. Сегодня пока спокойно. Наверное, будем работать ночью, потому что слишком ясная погода..."
"Пишу тебе после очень жаркого дня. Вот уже темнеет, писать почти невозможно, да и ночная работа предстоит. День прошёл в жестоких боях, одного парнишку потерял на глазах, сам зверски устал, 4 часа дрались, шею натёр - не повернуть. Но немцам изрядно надавали. Свой счёт увеличил ещё на один..."
"Вчера, почти в это время, я написал одно письмо, сейчас решил продолжить, так как тогда меня прервали. За прошедший день произошли кое - какие события, из - за которых пришлось немного пережить. Думали уже всё, что не стало Гришина, но его спас друг - белый купол. Только пришлось бедняге выкупаться. А так всё прошло благополучно..."
"Только что получил от тебя письмо. Слушай, ну как тебе не совестно упрекать меня: "Или ты мне не хочешь писать". Поверь, что 2 дня назад я написал сразу же письмо, хотя времени почти не было. Молодёжь возил ночью, вводил в строй. Толковые ребята. Хорошие будут помошники в боях. Сегодня как - то скучновато. Поужинали, пропели кое - какие песни, и все разбежались... Я подсчитал свои дела: ни много ни мало, а 14 фашистов я уже срубил, причём троих ночью. И всё же мало. Надо больше, без счёта. Ненавижу их, а потому и рука моя так страшна для врага, поэтому я и недоволен тем, что достиг в боях. До тех пор, пока я жив, буду без устали бить ненавистных врагов..."
* * *
Через 5 дней после написания этого письма командир 2-й эскадрильи 26-го истребительного авиационного полка Старший лейтенант Д. Е. Оскаленко погиб. В воздушном бою в районе Невской Дубровки ( Ленинградская область ) он был сбит. Дмитрий выпрыгнул с парашютом, но высота оказалась слишком мала... Было ему тогда 22 года. Эскадрилье, которой он командовал, было присвоено имя Героя