Гвардии Старший лейтенант Д. С. Николаев совершил 360 боевых вылетов, провёл 58 воздушных боёв, в которых сбил 14 самолётов противника. 8 Сентября 1943 года за мужество и отвагу, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.
Родился 7 Ноября 1919 года в деревне Даниловка, ныне Куркинского района Тульской области, в семье крестьянина. В 1933 году семья переехала в Москву. Там окончил 7 классов средней школы, затем школу ФЗУ и аэроклуб. Работал фрезеровщиком на заводе "Калибр". С 1939 года в Красной Армии. В 1940 году окончил Борисоглебскую военную авиационную школу лётчиков.
На фронтах Великой Отечественной войны с первого дня. Сражался в составе 158-го истребительного авиационного полка ПВО.
27 Января 1943 года, прикрывая наши наземные войска в районе Синявина, сбил два "Юнкерса". Атакуя третий, попал под удар Ме-109 и был тяжело ранен. Истекая кровью, довёл свою машину до аэродрома, посадил на одно колесо и потерял сознание.
К Июлю 1943 года командир звена 27-го Гвардейского истребительного авиационного полка ( 7-й истребительный авиационный корпус, Войска ПВО территории страны ) Гвардии Старший лейтенант Д. С. Николаев совершил 360 боевых вылетов, провёл 58 воздушных боёв, в которых сбил 14 самолётов противника. 8 Сентября 1943 года за мужество и отвагу, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.
После лечения был списан с лётной работы, но добился возвращения в строй. В 1944 году окончил курсы усовершенствования офицерского состава.
После окончания войны продолжал служить в ВВС. С 1960 года Гвардии полковник Д. С. Николаев - в запасе. Жил в Москве, работал инженером в одном из авиационных конструкторских бюро. Награждён орденами Ленина, Красного Знамени, Отечественной войны 1-й степени, Отечественной войны 2-й степени, Красной Звезды, медалями.
* * *
Гвардии старший лейтенант Дмитрий Семёнович Николаев в суровую военную пору выполнял различные боевые задачи: патрулировал над Ленинградом и над советскими наземными войсками, летал на разведку и штурмовку, сопровождал на задание бомбардировщики. Сколько раз он выручал товарищей в бою ! Сколько раз они приходили ему на помощь !
Однажды звено истребителей под командованием Лейтенанта Георгия Жарикова сражалось с численно превосходящими силами противника. Трое отважных дрались против 15 "Мессеров". В первые минуты боя Георгий Жариков, Дмитрий Николаев и Николай Добрецов отправили на землю 2 вражеских самолёта. В хвост истребителю Георгия Жарикова начал пристраиваться Ме-109. Николаев метким огнём отсёк врага. Пулемётная очередь прошила фюзеляж Ме-109. Это была 3-я неприятельская машина, уничтоженная звеном за один вылет.
Памятен Дмитрию Семёновичу первый день боёв по прорыву блокады. Утром около командного пункта состоялся митинг личного состава. Выступая перед авиаторами, Дмитрий Николаев сказал: "На мою долю выпала высокая честь сражаться за родной Ленинград. Заверяю, что отдам все силы выполнению почётной боевой задачи".
В первом же вылете отважный сокол сбил истребитель Ме-109. Но и сам попал в трудное положение. Его обстреляли с двух самолётов. Выручил Гвардии младший лейтенант Александр Андриянов. Меткий огонь "Яка" сразил одного"Мессера", а другого обратил в бегство.
Участвуя в Январских боях по прорыву блокады, лётчики 27-го Гвардейского истребительного авиационного полка сбили 21 вражеский самолёт, в том числе по 4 машины тогда уничтожили Дмитрий Николаев, Ириней Беляев, Александр Карпов.
* * *
...Память старого лётчика, пройдя сквозь толщу лет, перенесла его на прифронтовой аэродром, к Январским событиям 1943 года, когда советские войска разорвали кольцо вражеской блокады Ленинграда.
27 Января звено истребителей, которым командовал Гвардии старший лейтенант Дмитрий Семёнович Николаев, прикрывало подразделения наступающих войск Ленинградского фронта в районе Синявина. Выполнив задание, ведомые Николаева вернулись на аэродром. Но ведущий не прилетел. Лётчики и техники забеспокоились: "Что же могло случиться ?"
День клонился к вечеру. Лучи зимнего солнца уже прятались за горизонт, освещая полоску леса багровым пламенем. Вдруг прямо над взлётно - посадочной полосой из облаков "вывалился" самолёт и пошёл на снижение. Бесшумно, с выключенным мотором.
Трудно представить, какое волнение охватило всех, когда увидели, что шасси у машины убрано. Через мгновение левая стойка опустилась, а правая так и не появилась. Нервное напряжение нарастало. Люди наст
роили себя так, чтобы быть готовыми к любым неожиданностям.
К удивлению и радости всех, самолёт, мягко коснувшись бетонки, накренился на левый бок и, пробежав несколько метров, привалился к снежной насыпи на краю аэродрома. Бросившиеся к машине люди застали лётчика в бессознательном состоянии. Николаева осторожно положили на носилки и доставили в санитарную часть, где у него обнаружили несколько ран. Из них сочилась кровь. Очнувшись, пилот попросил пить. Позднее, уже в госпитале, Николаев рассказал товарищам, что с ним произошло в тот злосчастный день.
В 14 часов 30 минут на аэродроме была объявлена тревога. Первой в воздух поднялась пара - Карпов, Потапов. На взлётной полосе самолёт Николаева. Но нет ведомого. Вылет задерживался.
- Старший лейтенант Гусев полетит с вами, - сообщили Николаеву с КП. - Он уже в капонире.
Гусев - старший лётчик соседней эскадрильи. Николаев знал его, но последнее время им не приходилось летать парой. Как - то получится ? Взлетели и взяли курс на Синявино, где наземные войска с нетерпением ждали помощи лётчиков. Вскоре с земли передали по радио команду: "С юга появилась большая группа бомбардировщиков противника. Идите наперехват".
На высоте 2000 метров Карпов, Потапов, Николаев и Гусев обнаружили до двух десятков "Юнкерсов-88". Бомбардировщики готовились нанести удар по советским войскам. Во что бы то ни стало надо сорвать замысел врага. С какой стороны атаковать ? Старший группы Николаев передал ведомым: "Разворачивайтесь влево. Подходите ближе. Бейте по моторам. Атакуем !"
Первым по ведущему "Юнкерсу" стреляет Николаев. Бомбардировщик загорелся. Оказавшись выше неприятеля, наши лётчики стремительным ударом сломали их боевой порядок и начали расстреливать поодиночке самолёты со свастикой. Преследуемый Карповым "Юнкерс" резко пошёл на снижение. Николаев метким огнём пожёг другую машину.
Разгорячённый и увлечённый боем, Дмитрий не заметил, как на помощь бомбардировщикам подоспели Ме-109. Вражеские истребители атаковали самолёт Николаева, когда рядом не было ни Карпова, ни Потапова, ни Гусева.
"Як" Николаева затрясло, бросило в сторону. Над головой разорвался снаряд. В кабину ворвалась туча металлических осколков. Разбиты левый борт, приборная доска. На рулевое управление по руке потекли струйки крови. В груди - невыносимая боль. Стало тяжело дышать. Кажется, что самолёт качает.
Дмитрий коснулся рукой пристяжного ремня парашюта. Как поступить... Выброситься с парашютом ? Под крылом самолёта родная земля, но сейчас на ней враг. Надо дотянуть до своего аэродрома...
С большим трудом Дмитрий выровнял самолёт и, не зная теперь его возможностей, не представляя, сколько осталось горючего в баках, по инерции повёл машину на северо - запад. Справа белело Ладожское озеро. "Спланировать на лёд ? Связь не работает. Пока ищут - замёрзну, - думал лётчик. - Рядом должна быть посадочная площадка... Да, да, знакомые ориентиры. Вот и она..."
...Хотя врачи успокаивали раненого, заверяли, что он ещё будет летать, сам Дмитрий Семёнович хорошо понимал, что тяжёлые раны надолго приковали его к постели. Друзья часто приходили в госпиталь, делились новостями. В начале Сентября 1943 года делегация однополчан с шумом вошла в палату, чтобы поздравить Дмитрия Семёновича с присвоением ему звания Героя Советского Союза.
Друзья навещали его часто, рассказывали о своих победах. Он искренне радовался боевым успехам товарищей. Каждая весть об этом разжигала в нём страсть - летать, летать ! Но раны не отпускали с госпитальной койки. Бой 27 Января 1943 года оказался для Николаева последним. Это был его 360-й боевой вылет. За год и семь месяцев пребывания на Ленинградском фронте он провёл 58 воздушных боёв и сбил 14 вражеских самолётов.
Только в Мае 1945 года, когда вся страна праздновала победу над фашизмом, Дмитрию Семёновичу удалось вернуться к лётной работе на боевых самолётах. После выздоровления он служил на Востоке и Севере, летал на Балтике и над Волгой. Обучал тактической и огневой подготовке пилотов. 10 различных типов самолётов освоил лётчик - истребитель 1-го класса Д. С. Николаев.
Осенью 1960 года Дмитрий Семёнович был уволен в запас в звании Гвардии полковника. Последние годы жил в Москве, на Печёрской улице